Ежегодные обращения президента Казахстана к народу с 1997 г. стали политической традицией в республике. Нынешнее Послание, опубликованное 31 января, – двадцатое по счету, то есть юбилейное. Символика этого факта, а также флер интриги, сопровождавший процесс анонсирования документа, сформировали у политически активной части населения страны особый уровень ожиданий. Однако по факту выхода документа в свет мнения экспертов и специалистов относительно содержательной части распределились в широком диапазоне: от констатаций эпохальности и уникальности – до эффекта дежавю в апгрейде…
Все новое – нереализованное старое
В день, когда было опубликовано Послание «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», в бюро сената (верхняя палата казахстанского парламента), как водится, по горячим следам состоялось рабочее совещание под председательством спикера Касым-Жомарта Токаева. Предваряя коллегиальный диалог, он, профессиональный дипломат, подчеркнул, что Послание главы государства – уникальный по содержательности документ, «путеводитель для правительства, парламента и общества в целом, в котором нашли точное и сконцентрированное отражение ключевые направления структурного преобразования экономики».
Исходя из этого постулата, перед сенаторами была поставлена задача разъяснения населению основных положений документа, чем, собственно, они и занялись в традиционном алгоритме действий – успешно осуществив целевые поездки по регионам в первые недели февраля.
Между тем оценки экспертного сообщества и отраслевых специалистов изначально во многом были лишены дипломатических экивоков и оптимизма. Первое, что отметили они, – эффект дежавю, смысловые «дубляжи» из предыдущих посланий, что вызывает удивление, поскольку, как отметил директор Экспертно-проектного бюро общественно-политических процессов Уразгали Сельтеев, подготовка ежегодного Послания главы государства – процесс, в который вовлечены ключевые субъекты центрального государственного аппарата и экспертно-аналитические структуры, вырабатывающие оптимальные рекомендации для перевода их в программный режим и порученческую оболочку. «Судя по экспертным оценкам и откликам, нынешнее Послание недостаточно проработано структурно и содержательно. Текст больше похож на сшитое одеяло из множества лоскутков, причем с использованием старых материй», – отметил по этому поводу У. Сельтеев.
Аналогичную точку зрения высказал и политолог Данияр Ашимбаев. «Складывается впечатление, что документ не до конца доработан в том плане, что не хватает постановки проблем, оценки текущей ситуации, оценки эффективности госпрограмм и институтов», – отметил эксперт в интервью NewTimes.kz. По его мнению, подобный казус вписывается в общественно-политический контекст, который складывался в республике с начала года. Речь, в частности, о радикальных кадровых рокировках на идеологическом поле, которые не могли не сказаться на качестве программного документа.
Напомню, 12 января Комитет национальной безопасности РК задержал по подозрению в незаконном собирании, распространении и разглашении государственных секретов бывшего заместителя главы Администрации президента Казахстана Баглана Майлыбаева. В этот же день стало известно о назначении на должность первого заместителя главы АП Марата Тажина, срочно отозванного из Москвы, где признанный «политический тяжеловес» в течение трех лет представлял интересы страны в статусе чрезвычайного и полномочного посла РК.
Именно организационный цейтнот и срочная замена ведущих фигур в руководстве Администрации президента стали причиной того, что Послание версталось в спешке и в итоге оказалось таким, каким оказалось, считает Д. Ашимбаев. Однако У. Сельтеев категорически не согласен с «попытками некоторых экспертов «приклеить» к Посланию руку «нового старого идеолога». «Марат Тажин известен своим мощным аналитическим бэкграундом, как системно мыслящий интеллектуал, выдающий исключительно выверенные и завершенные проекты. А в данном же случае наблюдается сплошная эклектичная компиляция без лаконичной обработки и спичрайтерского креатива. Создается впечатление, что это сбор неких перспектив и планов развития министерств и ведомств. На этом основании можно предположить, что проект Послания целиком вышел из недр правительства. Учитывая, что многие поручения уже давались в ранних программах и находятся в процессе реализации, это тоже, видимо, некая хитрость Кабмина для облегчения отчетности о выполнении в будущем», – заявил директор Экспертно-проектного бюро общественно-политических процессов.
Тем не менее, высказывая разные точки зрения относительно технических моментов подготовки Послания, эксперты сходятся в одном: тезисы программного документа, будучи актуальными и важными, не являются новыми. Это, в свою очередь, свидетельствует: многие ранее поставленные перед правительством цели и задачи не реализованы.
Контрадикции конкурентоспособности
В контексте невыполнения положений ранее заявленных программ высвечивается одно из главных противоречий нынешнего Послания президента РК народу. Заявленная в его названии амбициозная цель выхода на уровень «глобальной конкурентоспособности» предполагает совершение серьезного прорыва для перехода к постиндустриальному обществу. И поскольку в настоящее время база для такого прорыва со всей очевидностью в Казахстане отсутствует, республике необходимо ее срочно обеспечить.
В связи с этим видится логичным, что первым приоритетом в Послании названа ускоренная технологическая модернизация экономики, предполагающая развитие инноваций и оперативное их внедрение в производство, приоритетное привлечение инвестиций в IT-сектор и – что важно – развитие собственного научного и инновационного потенциала.
Но здесь закономерно встает вопрос, которым задается и главный редактор делового издания «Эксперт Казахстан» Сергей Домнин: почему приоритет развития человеческого капитала назван лишь четвертым в ряду пяти приоритетов? По мнению эксперта, он заслуживает быть первым, и именно под показатели уровня развития человеческого капитала должны подверстываться остальные задачи и индикаторы. С этим трудно не согласиться, ведь в эпоху постиндустриального развития человеческий капитал выступает главным фактором конкурентоспособности, устойчивого развития общества и экономики.
Как отмечает сам глава государства в Послании, вскоре бурное развитие информационных технологий и повсеместная «оцифровка» экономики приведут к исчезновению ряда отраслей и созданию принципиально новых. То есть радикально изменится структура экономики, а значит, известный лозунг о том, что кадры решают все, не только не утрачивает актуальности, но становится жизненно важным императивом.
8 февраля газета «Казахстанская правда» опубликовала статью-отклик на Послание заместителя председателя Мажилиса (нижняя палата) парламента РК, руководителя фракции «Нур Отан» Гульмиры Исимбаевой «Человеческий капитал – основа конкурентоспособности». В ней вице-спикер палаты акцентировала внимание на необходимости качественных изменений в системе образования как центрального звена новой модели экономического роста. В статье отмечается, что «бурное развитие информационных технологий, которые радикальным образом изменяют базис производства, и грядущая экспансия «наукоемких» производств, о которых было сказано выше, диктуют осознанную необходимость освоения новых навыков и знаний на протяжении всей жизни. При этом инвестиции в образование рассматриваются не только как залог успешной самореализации личности и осознания собственной ценности и социальной значимости, но и как важнейшее условие экономического роста страны, ее конкурентоспособности, демократического развития общества».
В рыночной экономике постоянно растет спрос на обновление и расширение знаний, востребованность кадров, восприимчивых к инновациям, обладающих нестандартным мышлением, подчеркивает Г. Исимбаева. Поэтому учебные программы на всех уровнях образования должны быть нацелены не просто на усвоение материала, а на развитие способностей критического мышления, побуждение к творческому поиску, к самостоятельной продуктивной деятельности.
Развитие тема получила вскоре. 20 февраля в Мажилисе состоялся Правительственный час, посвященный рассмотрению реализации Государственной программы образования и науки РК на 2016–2019 годы. И здесь, открывая заседание, Г. Исимбаева с сожалением вынуждена была констатировать наличие множества «хронических» и вновь возникающих проблем в системе образования. «Так сложилось, что реформы образования у нас происходят спонтанно и хаотично, зачастую они так и не обретают на практике внятных, завершенных форм», – отметила она.
По информации вице-спикера, за последние 11 лет в развитие сферы образования из республиканского бюджета было вложено 1 трлн. 207 млрд. тенге. При этом среднемесячная заработная плата работников образования на сегодня остается самой низкой. Она составляет около 86,5 тыс. тенге при среднемесячной номинальной заработной плате по стране в 143 тыс. тенге в 2016 г. Неудивительно, что на всех уровнях отрасли ощущается «кадровый голод».
Одной из главных болевых точек в сегменте среднего образования остается вопрос инфраструктуры: в настоящее время в стране насчитывается 63 аварийных школы, 125 школ работают в режиме трех смен, во многих недостает ученических мест. Более 40% школ – малокомплектные, 30% не имеют кабинетов новой модификации по химии, физике, биологии, в 1277 школах отсутствуют спортзалы.
Еще один вызывающий беспокойство показатель неэффективности системы образования – процент неаттестованных учреждений. По результатам государственной аттестации требованиям государственного общеобразовательного стандарта не соответствует деятельность почти 1 тысячи организаций образования по стране, что составляет 47%, в том числе 57 ТиПО, 744 школы, 166 дошкольных организаций.
Сомнения вызывают и планы введения в республике уже в 2019 г. повсеместного преподавания ряда основных и сложных предметов школьной программы на английском языке. При этом уровень обеспеченности образовательных учреждений педагогами-предметниками, преподающими на английском языке, составляет лишь 2%.
Есть и еще один, более концептуальный аспект кадровой проблемы: подготовка высококвалифицированных кадров для всех отраслей экономики – одна из ключевых задач политики государства. Исходя из этого, должны строиться прогнозы и программы реформирования, прежде всего, сферы образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Но до сих пор рынок труда и рынок образовательных услуг функционируют обособленно. Количество и структура государственных грантов в вузах слабо увязаны с потребностями рынка труда по тем или иным специальностям.
Уместно ли говорить о грядущем технологическом прорыве и о подготовке кадров для совершения такового с учетом озвученных констатаций? Вопрос риторический.
В качестве резюме – еще одна цитата из статьи Г. Исимбаевой: «Сегодня от многих экспертов можно услышать мнение о том, что важнейшим компонентом обеспечения стабильного развития и национальной безопасности государства является высокий уровень образованности населения. И с этим сложно не согласиться. Поскольку пробелы в образовании устраняются долго и трудно, а эффект от них может быть разрушительным».
Резоны экономической дипломатии
Еще одна особенность нынешнего Послания – отсутствие в его тексте традиционного внешнеполитического блока, на что обращает внимание эксперт Института мировой экономики и политики Аскар Нурша. Он объясняет это тем, что, во-первых, приоритеты Казахстана в этой сфере остались неизменными, во-вторых, речь идет о подчинении внешней политики задачам экономической дипломатии.
Однако в этой части обращает на себя внимание следующий факт: даже с позиций «экономической дипломатии» Россия в документе не упоминается ни разу, а тема международного сотрудничества и продвижения национальных интересов в рамках ЕАЭС прописана одной строкой. Одновременно задаче расширения инвестиционного сотрудничества с Китаем посвящено несколько абзацев. «Необходимо эффективно реализовать совместную с Китаем инвестиционную программу по созданию производств в Казахстане. Договоренности с китайской стороной достигнуты. Объекты обозначены. Нужно конкретно работать», – отмечает в Послании президент РК.
Думается, вполне объяснима в этом контексте реакция заместителя директора Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук Сунь Ли. «Послание имеет эпохальное значение. Президент Казахстана Н. Назарбаев, находясь на высоте исторического развития, вновь предложил национальную стратегию развития, которая увязана с реалиями развития страны, а также является программным документом, который ведет к будущему развитию Казахстана» – так эмоционально прокомментировал тему китайский эксперт Национальному информационному агентству «Казинформ». И добавил, что китайские ученые используют послания президента РК в качестве письменных материалов для хранения, обучения и изучения.
Между тем некоторые казахстанские эксперты полагают, что реализация упомянутых казахстанско-китайских проектов вполне может столкнуться с сопротивлением со стороны населения, как это уже было весной прошлого года во время «земельных бунтов».
К слову, несмотря на отмеченную противоречивость положений нынешнего Послания, а, возможно, именно по этой причине, текст документа привлек к себе такое внимание, которого ранее не наблюдалось. Активно комментируя его положения, казахстанские специалисты представили детальный анализ реального состояния денежно-кредитной системы республики, актуализировали проблемные вопросы политики привлечения частного капитала к финансированию экономики, оценили перспективы приведения налогово-бюджетной политики к новым экономическим реалиям.
В качестве важного позитивного момента отмечалась готовность государства к выполнению социальных обязательств в непростой экономической ситуации. Как известно, с 1 июля текущего года в республике будут повышены пенсии на 20% для двух миллионов пенсионеров, а с 1 июля 2018 г. базовая пенсия будет рассчитываться по новой методике. Также со следующего года порог оказания адресной социальной помощи будет повышен до 50% от величины прожиточного минимума, увеличатся пособия на рождение ребенка и так далее.
В целом, как отметил в одном из интервью по теме Д. Ашимбаев, успех Послания будет зависеть от того, какие для его реализации будут приниматься меры. «После каждого Послания чиновники едут в регионы и начинают вести пропагандистские речи. Но здесь нужно проводить совершенно иную работу. К примеру, повышать эффективность управления», – считает эксперт.
Ну а в качестве вишенки на торте, которую водрузил над пирамидой экспертных мнений экономист Айдархан Кусаинов, – его констатация, что институт президентских посланий вступает в некое противоречие с курсом проводимой в Казахстане конституционной реформы. «Традиционный формат Послания базируется (базировался) на сильной президентской вертикали и содержит значительное количество прямых указаний, формулирует социально-экономические программы, прямо формирует программу действий правительства на следующий год. В то же время уже через полгода правительство должно будет само формулировать свои социально-экономические программы и действия в области социально-экономической политики и нести за них ответственность», – констатировал эксперт в колонке для портала Informburo, имея в виду обсуждаемые в настоящее время в Казахстане политические преобразования, в ходе которых некоторые из полномочий президента будут переданы правительству и парламенту.
Означает ли это, что Послание-2017 было завершающим аккордом в двадцатилетней политической традиции Казахстана?
Ответ на этот вопрос пока остается за скобками…
Правила комментирования
comments powered by Disqus