Перенос избыточных мощностей Китая в Кыргызстан в рамках развития «Экономического пояса Шелкового пути» обсуждается с 2016 года. Правительство Кыргызстана уже определило 42 предприятия, которые могли бы быть задействованы в грандиозном проекте по оживлению кыргызстанской промышленности и как следствие экономики, но вопрос так и остается на месте. Кроме того, экспертное сообщество обеспокоено вопросом экологии, поскольку Китай может перенести в Кыргызстан и нечистые с экологической точки зрения виды производства, что может нанести вред экологии страны. И как следствие поднимается резонный вопрос: есть ли необходимость в переносе излишних производственных мощностей Китая в ущерб экологии страны?
Аргументы в пользу переноса
Во время встречи глав МИД КР Эрлана Абдылдаева и КНР Ван И, которая состоялась в 2016 году, китайская сторона поддержала предложение кыргызской стороны о переводе китайских избыточных мощностей в республику и соответствующим ведомствам Кыргызстана были даны поручения проработать все необходимые вопросы.
В качестве аргумента в пользу необходимости переноса китайских предприятий Минэконом КР приводит тот факт, что это несет массу плюсов для республики. Также к основным плюсам были отнесены появления рабочих мест, поступление налоговых отчислений, увеличение экспорта кыргызстанской продукции на рынке ЕАЭС. В Минэкономе также отмечают, что благодаря экспорту будут увеличиваться поступления валюты в Кыргызстан, а это в свою очередь приведет к оживлению и оздоровлению экономики страны. Более того, в Кыргызстан придут новые технологии.
По словам замминистра экономики КР А.Сазбакова, Китай в этом плане шагнул намного вперед. «И если эти технологии прибудут к нам, то это послужит толчком для нашего внутреннего рынка. Помимо этого, когда создается какое-то предприятие, то возле него создаются много маленьких предприятий, которые будут поставлять сырье. Это даст большой эффект для развития среднего и малого бизнеса», - говорит он.
Как отметил глава Минэкономики КР А.Кожошев, премьер КНР Ли Кэцян предложил перенести производство из Китая в простаивающие заводы в Кыргызстана. Таких объектов по данным Минэкономики насчитывается 42.
Резонным аргументом звучит и то, что партнерство будет за счет частных вливаний, что в свою очередь обеспечит быстрое решение вопросов без проволочек. Но самым главным во всем этом вопросе является то, что кыргызская сторона не будет вкладывать ни копейки. С нашей стороны будут предоставлены только производственные площади.
Почему Кыргызстан, а не другая страна региона?
Интерес Китая в Кыргызстане обусловлен тем, что республика является членом Евразийского экономического союза, который представляет из себя многомиллионный рынок. И если переносить излишние производственные предприятия Китая в одну из стран, где наблюдается удорожание себестоимости производства за счет более высоких зарплат, дорогой электроэнергии и так далее, то это в конечном счете скажется на цене товара.
Кыргызстан же может предоставить большое число квалифицированной рабочей силы, которая остается нетрудоустроенной, а также дешевую энергию и, самое главное, щадящий налоговый режим, который отличается от тех же режимов в странах ЕАЭС.
Наряду с этим можно также заметить, что Китай заинтересован в инвестировании в экономику Кыргызстана. За 8 месяцев 2016 года объем инвестиций из Китая составил 120 млн долларов США, что на 57,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.
Китай также является одним из основных торгово-экономических партнеров Кыргызстана. На это указывает объем торговли между странами, который значительно вырос в 2016 году. По данным министерства коммерции КНР, за 8 месяцев 2016 года торговый оборот между КР и КНР превысил 3,4 млрд долларов и вырос на 22%, а по сравнению с аналогичным периодом 2015 года увеличился на 60%. По данным же кыргызской стороны товарооборот между КР и КНР за 7 месяцев 2016 года составил 824 млн долларов. И с каждым годом эти показатели будут только расти.
«2017 год будет характеризоваться продолжающимся ростом китайских инвестиций в Центрально-азиатский регион. Ожидается, что будет реализован и запущен ряд новых проектов. Это и строительство газопровода «Центральная Азия-Китай» с ачалом в Туркменистане, это модернизация Бишкекской ТЭЦ, это альтернативная дорога «Север-Юг» Кыргызстана. До сегодняшнего дня Север и Юг Кыргызстана были связаны только одной дорогой «Бишкек-Ош», остававшейся единственной транспортной артерией. В 2017 году ожидается запуск второй дороги - альтернативной. Она скажется заметно на росте внутренней торговли и экономики Кыргызстана», - сказал экс-директор Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Ерлан Карин.
В настоящее время большая часть продукции Кыргызстана экспортируется на рынки ЕАЭС, в основном в Россию и Казахстан, а Китай занимает в общем товарообороте Кыргызстана второе место после России.
По данным Минэкономики КР, объем экспорта кыргызской продукции в Китай вырос на 88,3%, а импорт товаров из Китая вырос на 725,5 млн долларов или на 62%.
Серьезный дисбаланс торговли наблюдается между двумя странами из-за того, что Кыргызстан больше импортирует, чем экспортирует. Доля Китая в общем торговом обороте составляет около 30%, в том числе в экспорте - 2,1%, в импорте – 25,2%.
И на этом фоне перенос излишних мощностей Китая в Кыргызстан, как ожидается, должен улучшить ситуацию.
Тем не менее, вопросу экологии необходимо уделять серьезное внимание.
«Ведь не секрет, что одной из главных причин желания переноса заводов Китай называет проблемы, связанные с загазованностью воздуха или загрязнением воды», - сказал глава Минэкономики А.Кожошев.
«И здесь мы поставили жесткие условия – продолжил он. - Только при удовлетворении всех экологических норм будет ставиться вопрос о переносе того или иного предприятия.
Я понимаю беспокойство СМИ и кыргызстанцев. Горький опыт уже есть, так что смею заверить - экологическая чистота предприятий будет ставиться на первое место при обсуждении условий».
Ему, по сути, вторит председатель комитета по промышленной политике, содействию экспорта, развитию инфраструктуры и ГЧП Торгово-промышленной палаты КР Кубат Рахимов: «Нам надо выйти из парадигмы вторичности. Если Китай выводит предприятия с «грязными» технологиями, это совершенно не значит, что мы должны как собаки нестись за брошенной косточкой. Не те времена, не та эпоха. И КНР, и Кыргызстан подписали Парижское соглашение по климату. В нем обозначен курс на так называемое низкоуглеродное устойчивое развитие, которое прописано, кстати, и в НСУР на 2013-2017 годы. Но декларации и истинное положение дел расходились – в частности, реконструкция Бишкекской ТЭЦ может оказаться «экологической бомбой», так как ТЭЦ почти полностью отказывается от потребления практически безвредного природного газа в пользу высокозольного низкокалорийного бурого угля. Вместо энергетической независимости мы можем получить финансовую зависимость от могущественного соседа и непредсказуемые экологические последствия. Меня настораживает то, как китайская компания одинаково наплевательски подошла к реконструкции ТЭЦ в Душанбе и Бишкеке (это одна и та же компания ТВЕА - прим. ред.). Она просто не дает общественности ознакомиться с оценкой воздействия на окружающую среду – такое ощущение, что эти наиважнейшие документы просто отсутствуют в природе.
Соответственно, где гарантия того, что при переносе китайских предприятий будут соблюдены экологические нормы? Боюсь, что в условиях практически полного отсутствия системы наказаний за экологические правонарушения, мы получим устаревшие предприятия и испорченную экологию. Есть другой вариант – мы становимся поставщиком экологически чистых продуктов питания в КНР и зоной отдыха для состоятельных китайских туристов. Здесь китайские инвестиции могут и должны приветствоваться. Единственный вид предприятий, который может сейчас принять Кыргызстан из Китая – это производство оборудования для возобновляемых источников энергии (солнечные панели, ветровые установки, микро-ГЭС, биогаз и так далее) и всевозможных систем очистки воды и воздуха, различные энергоэффективные решения. Кыргызстан должен выйти из подростковой пубертатности в многовекторной политике и не пытаться получать гранты на экологию из Запада и одновременно перенося смертельно опасные предприятия с Востока - в один прекрасный момент гранты иссякнут, и мы можем остаться просто грязной промышленной периферией Китая с нерадостным будущим. Иногда что-то лучше не делать вообще, чем жалеть о том, что сделал всю жизнь» - добавил он.
Эксперт по международным делам Эдил Осмонбетов также считает, что в данном вопросе необходимо проявить осторожность. «Поскольку Китай в настоящее время активно развивается, и эта страна отказывается от устаревшей модели экономики, то есть Китай не хочет больше быть «мастерской мира» и хочет, чтобы малоэффективные и несовременные виды производства были перенесены на территории сопредельных государств», - говорит он.
По словам эксперта по международным делам, эта идея, с одной стороны, привлекательна, поскольку появятся рабочие места и будут строиться заводы. «Но тут надо понимать, что эта модель экономического развития старая. Почему они от нее избавляются? Потому что они хотят инновационную и современную экономику. Кроме того, технологический процесс у них экологически нечистый и устаревший. В Китае серьезно загрязнена окружающая среда. Поэтому необходимо отнестись внимательно к экологическим и технологическим аспектам этого вопроса. Ведь может произойти так, что все это приведет к отрицательным экологическим последствиям. С одной стороны, мы будет экономически развиваться, а с другой стороны, нанесем колоссальный экологический ущерб уникальной природе Кыргызстана», - говорит Э.Осмонбетов.
Он также отмечает, что промышленное производство, конечно, нужно. Но нужны и инновации, и поэтому нужно соблюсти баланс.
Таким образом, в переносе излишнего производства из Китая в Кыргызстан несет в себе экономические выгоды для всей страны, но с другой стороны Кыргызстану нужны технологии, которые не будут наносить вред экологии страны и в перспективе станут локомотивом экологически чистого производства в регионе.
Правила комментирования
comments powered by Disqus