90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Июнь 2013. Казахстан: обзор наиболее важных событий.

06.07.2013 14:40

Политика

Июнь 2013. Казахстан: обзор наиболее важных событий.

Государственный аппарат, необходимо признать, был попросту не в состоянии охватить все аспекты пенсионной реформы и реализовать запланированное мероприятие до конца. В этой связи, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев вернул закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» в парламент страны со своими возражениями для более детальной доработки. Согласно им, изменение пенсионного возраста предполагается ввести не с 1 января 2014 г., а только с 2018 г., что благоприятно отразится на проработке подготовительного процесса. 

Другим не менее важным событием является тенденция полного юридического оформления и придания институциональной стройности Национальной палате предпринимателей Казахстана, представленной на сегодняшний день Национальной экономической палатой Казахстана «Союз Атамекен». Суть создания подобного национального органа кроется в предоставлении предпринимателям защиты и соблюдения их прав, т.е. обеспечение юридических, образовательных, а также другого рода консультаций. Однако главной его целью представляется консолидация казахстанского бизнеса в едином органе, призванного мониторить и контролировать процессы в бизнес среде. Необходимо отметить, что подобного рода мероприятия с переходящим контролем за определенной сферой (сферами) какому-либо государственному органу не новы в Казахстане. Идея создания Союза предпринимателей возникла в 2005 г. и была воплощена в 2007 г. в качестве НЭПК «Атамекен», появился также Зерновой холдинг, но самый показательный пример государственного контроля над наиболее перспективными отраслями экономики является АО «Самрук Казына», созданный в 2008 г. 

Исходя из этого, налицо ярко выраженное стремление руководства страны закрепить за собой имеющиеся присутствие и контроль над ключевыми сферами экономики. С одной стороны, своего рода «национализация» капитала, безусловно, привносит определенный порядок в организацию, функционирование и взаимодействие крупных предприятий с государством. Другой ракурс позволяет выявить излишнюю концентрацию на ресурсно-энергетическом направлении и основных доходообразующих сферах жизнедеятельности, что в свою очередь приводит к укреплению лоббирования отдельных групп и не благоприятным образом отражается на остальных представителях бизнеса.

Между тем, государственные подходы к окружающей среде будут меняться в краткосрочной перспективе в связи с постепенным переходом к «зеленой экономике». Подобный прецедент является первым в Центральной Азии и направлен на рациональном использовании природных ресурсов по примеру развитых европейских стран. Отметим, что Концепция по переходу страны к «зеленой экономике», призванная к утверждению будет основываться на интегрированном управлении ресурсами (водными, земельными и др.), принципах возобновляемости используемых ресурсов, руководствоваться общепринятыми принципами устойчивого развития. 

Наиболее интересным для анализа представляется обеспечение водной безопасности страны. Национальное законодательство страны, которое по всей видимости будет направлено на соответствие высшим европейским стандартам в сфере использования натуральных ресурсов, будет иметь определенное воздействие на установившуюся практику водных отношений в регионе. Т.е. с течением времени Астана в диалоге по использованию региональных водных будет ставить акцент на международные соглашения (Хельсинские правила, Берлинские правила, Орхусская конвенция, Конвенция ОВОС, а также Конвенция 1997 г.) нежели на существующие региональные водные соглашения Центральной Азии. Несмотря на то, что не все страны подписали и ратифицировали вышеуказанные документы (не все документы имеют юридическую силу), а также не обязательный характер исполнения, их влияние на международное право очевидно. В связи с этим, Казахстан рассматривается как страна, продвигающая в средне- и долгосрочной перспективе необходимость пересмотра региональных водных документов и базирование водно-энергетического взаимодействия только на вышеупомянутых международных соглашениях. 

Сугубо субъективный взгляд стран Центральной Азии по этому вопросу, а также их нежелание идти на компромисс во многом свидетельствует о том, что в дальнейшем Центральной Азии в вопросах распределения водных ресурсов будет необходим наднациональный арбитр, решениям которого будут внимать все страны региона. Водная безопасность Казахстана в данном конкретном случае будет напрямую зависеть от поведения соседних стран, а также продвижения новых принципов и механизмов водно-энергетического взаимодействия. 

Внешнеполитическая жизнь Казахстана в этом месяце ознаменована визитом главы Казахстана в Узбекистан, а также активностью на западном направлении. 

Многочисленное число материалов было посвящено встрече Назарбаева и Каримова, сводящиеся в основном к созданию некоего тройственного союза с Россией, а также водного «блока» стран нижнего течения. Отрицать сверку часов по водно-энергетическому вопросу не имеет смысла, но насколько далеко заходят замыслы двух лидеров по созданию «блока» и без того схожих интересов (что касается воды) остается вопросом. Между тем, за исключением Договора о стратегическом партнерстве стороны подписали пакет двусторонних соглашений широкого характера в культурной, правоохранительной и таможенной сферах. Отметим, что стороны провели встречу в атмосфере «особенного» статуса региональных держав в Центральной Азии, ответственных за безопасность, спокойствие и процветание в регионе. 

Амбивалентность интеграции, ее смысла, равно как и ее перспектив в Центральной Азии с наличием различных по размерам и развитию экономик, во многом ставит перед руководствами Казахстана и Узбекистана сложную задачу с множеством неизвестных. Позиция России в вопросах ее политики в Центральной Азии и пересмотренная Кремлем важность региона достаточно ясна, что подтверждается ее заметной и интенсивной деятельностью. Однако, в силу разных приоритетов и набора внешнеполитических и экономических инструментов России и Запада в Центральной Азии, эффективность работы последнего зачастую носит более ощутимый характер.

События на Ближнем Востоке последних 10 лет являются более чем показательным примером. В этой связи, Казахстан, проводя широкомасштабные подготовительные мероприятия для постепенной передачи власти в стране, а также нивелируя риски межродового противостояния, вынужден совершать определенные внешнеполитические маневры без ущерба отношениям с разными центрами силы. 

В этой связи, западное направление внешней политики Казахстана за июнь месяц было отмечено высокой активностью. Так, США отметили вклад Казахстана в важные международные процессы, которые по сути формируют принципиальные интересы в макрорегионе: антитеррористическая деятельность в Афганистане ипредоставление территории для вывода войск из страны, иранский ядерный вопрос, политика нераспространения ядерного оружия в регионе и т.д. Между тем, по информации СМИ состоялись встречи различного уровня по линии Казахстан-США, предполагающие активное вовлечение Вашингтона во внутриполитические вопросы Казахстана. Спектр двустороннего сотрудничества весьма широк, однако основные интересы, как представляется целесообразным, затрагивают экологическую (переход к «зеленой экономике») и военно-политическую сферы (предстоящие широкомасштабные учения по программе НАТО «Партнерство во имя мира»).

К тому же, запланирован визит глава правительства Великобритании Дэвида Кэмерона в Казахстан для обсуждения ряда вопросов стратегического сотрудничества. Предварительно стороны затронут аналогичные аспекты сотрудничества с большим акцентом на нефтегазовую сферу, представляющая интерес для британского бизнеса. 

Стоит отметить, что подобная активизация западного вектора сотрудничества Казахстана проходит на фоне заметного колебания инициатив и их реализации в рамках Таможенного Союза, а также определенного похолодания казахстанско-российского сотрудничества. Информационные перепалки Астаны и Кремля продолжают вносить определенные коррективы в отношения двух стран, а действия Москвы по агрессивному продвижению евразийства в регионе и пространстве СНГ в целом, по всей видимости не приносят Казахстану особого удовольствия. Недавнее предложение России по совместному пограничному контролю на всех внешних рубежах Таможенного Союза рассматривается в определенных кругах Казахстана, мягко говоря – нежелательным, со скрытым намеком на ограничение свободы действий. 

В условиях ужесточающейся геополитической борьбы за Центральную Азию, Казахстан стоит перед довольно сложной внешнеполитической задачей, успех разрешения которой будет зависеть от правильно расставленных приоритетов во внешней политике. От этого, по всей видимости, будет зависеть также и степень соответствия действий мировых стратегических партнеров Астаны национальным интересам Казахстана.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Нурсултаном Назарбаевым

06.07.2013 14:40

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black
6 млн 638 тысяч

человек численность населения Кыргызстана

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Апрель 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30