Острые дебаты между финрегулятором и экспертами в отношении значительного снижения валютных резервов как предвестника девальвации тенге (вспыхнувшие некстати к началу избирательной кампании) имеют под собой вполне зримое статистическое обоснование.
Как уже отмечалось, в последние годы активы регулятора в свободно конвертируемой валюте снижались практически ежегодно. В итоге их объем опустился до минимума за последние 13 лет!
В 2019 году негативная тенденция по валютным резервам регулятора явно ускорилась
В январе они сократились к декабрю на 5,9%, в феврале – 10,3%, в марте – на 13,9%. И только в апреле темпы снижения замедлились, составив 0,7% (до $11 млрд 943 млн) на начало мая. Это месячный минимум с июня 2006 года.
Переход отрицательного тренда
С начала 2019 активы Нацбанка в СКВ сократились на 27,8%,
- в 2018 – на 10,6%,
- в 2017 – 7,9%,
- в 2016 – 1%,
- а в 2015 – почти на 7%.
Таким образом, при предыдущем председателе Нацбанка Данияре Акишеве регулятор продолжал «палить» свои валютные резервы. Теперь же этот негативный тренд перешел по эстафете к нынешнему руководителю Ерболату Досаеву. За два полных месяца его работы активы Нацбанка в СКВ уменьшились весьма заметно – на $2 млрд 11 млн в абсолютном выражении.
А поскольку одним из ключевых критериев оценки макроэкономической стабильности страны является отношение валютных запасов центробанка к объему ее 3-месячного импорта (который по итогам 2018 составил около $11 млрд), можно понять тревогу экспертов, предсказывающих в ближайшее время (по завершении избирательной кампании) девальвацию тенге.
Кроме того, они обратили внимание на усиление контроля Нацбанка через KASE за валютными операциями участников ее торгов.
В свою очередь руководство Нацбанка пояснило, что в структуре золотовалютных резервов, помимо собственных валютных активов, учитываются еще и остатки в инвалюте на коррсчетах банков. А посему на общем показателе отражаются любые операционные изменения. В качестве примера зампредседателя Нацбанка Олег Смоляков сослался на погашение международных обязательств госхолдингом «КазАгро».
Валовые ЗВР Нацбанка снижаются
В наделавшем немало шума пресс-релизе о ситуации на внутреннем валютном рынке Нацбанк, апеллируя к объему валовых международных резервов (куда помимо валютных активов включаются еще и монетарное золото), также пояснил, что их снижение с начала года произошло в результате обслуживания внешних обязательств. Включая внешний долг правительства и организаций квазигосударственного сектора.
Заодно Нацбанку пришлось признать и негативное влияние политики дедолларизации, агрессивно проводившейся при г-не Акишеве. Под влиянием чего произошел отток средств с корреспондентских счетов банков второго уровня. Тем не менее в Нацбанке полагают, что объем валовых международных резервов является достаточным для обеспечения макроэкономической стабильности в части обслуживания внешнего долга и импорта товаров и услуг.
Под влиянием резкого сокращения валютных активов и при Досаеве наблюдается значительное снижение валовых ЗВР Нацбанка. За два полных месяца его руководства Нацбанком они уменьшились к началу мая на $2 млрд 48 млн (до $27 млрд 89 млн). Примечательно, что при этом уменьшились и резервы регулятора в монетарном золоте — на $37 млн (до $15 млрд 146 млн)! С начала 2019 валовые ЗВР сократились на 12,4%, тогда как резервы в золоте прибавили 5,2%.
А в России растут
Объяснения руководства Нацбанка по причинам негативной динамики валютных активов и валовых ЗВР воспринимаются экспертами с понятным сомнением еще по одной причине. В соседней России, которая имеет схожую структуру экономики — с упором на добычу и экспорт сырья (в первую очередь нефти, и которая находится под санкциями Запада), эти показатели у Центробанка РФ не снижаются, а растут.
Так, с начала 2019 международные резервы увеличились по состоянию на 1 мая на 4,8% (до $491 млрд 88 млн)
В том числе валютные резервы – на 5,1% (до $401 млрд 80 млн). При этом из последней величины на инвалюту приходилось $390 млрд 579 млн (с приростом с начала года на 5,1%, а в абсолютном выражении – на $18 млрд 846 млн).
Негативные последствия
Слабым утешением служит разве что возобновившийся в апреле рост активов Нацфонда РК. Они увеличились на 0,5% к марту — до $59 млрд 294 млн после снижения в марте на 0,1%.
С начала 2019 по ним сложилась прибавка на 2,2%, однако и при этом активы фонда все еще ниже уровня, сложившегося на начало 2018. А поскольку валовые ЗВР Нацбанка, которые включаются в международные резервы Казахстана наряду с деньгами Нацфонда, снизились в большей степени, за апрель их общая величина увеличилась на скромные 0,4% (до $86 млрд 383 млн).
Однако при сравнении с данными на начало года выясняется, что международные резервы не выросли, а сократились на 2,6%
Или на $2 млрд 263 млн — со всеми вытекающими негативными последствиями для макроэкономической стабильности.
Правила комментирования
comments powered by Disqus