Депутат Жогорку Кенеша Сайдулла Нышанов при обсуждении проекта республиканского бюджета на следующий год буднично как-то заявил, что контрабандой ГСМ у нас занимаются те, кого поддерживают в «Белом доме» или в «Синем доме», и кого соответственно поддерживают правоохранительные органы.
Заявление стало одним из многих при обсуждении важного, а возможно, и важнейшего для страны вопроса. Судя по реакции коллег-журналистов и далее активистов социальных сетей, народный избранник своего добился – его слова цитируют и комментируют. Ну понятно, конечно, вопрос актуальный, тема злободневная.
Но полагаю, что на этом все и закончится. По неписанным, но уже давно принятым правилам, у нас громогласные заявления считаются почти достигшими своих целей, если о них пару раз будет упомянуто в разных СМИ и на них будет реакция в сетях.
Но если уж честно и откровенно, никому от этого в стране не стало не холодно и не жарко. Для контрабандистов – в первую очередь.
Трудно представить себе еще одну другую страну и другой парламент, где бы вдруг было сделано заявление такого рода, и все бы затем ограничилось реакцией в соцсетях. Представьте такое заявление в любом европейском парламенте, даже в Госдуме России, да даже и в Казахстане, Узбекистане. Обвинить людей во власти, да еще вкупе с правоохранительной системой страны, в контрабанде ГСМ. Поднялся бы шум, явилась бы сенсация.
У нас же никто из сидящих в зале людей и глазом не моргнул. Потому что ничем не подкрепленные – ни фактами, ни анализом — обвинения в уголовном деянии людей в «белых и синих домах» стали элементом обыденной политической культуры или, вернее, псевдокультуры.
Это очень плачевно, потому что:
— Во-первых, контрабанда ГСМ как явление существует, и участие в ней каким-то образом людей из власти простыми обывателями вполне допускается,
— Вывод депутата – не плод его работы над проблемой: у него нет ни выкладок, ни фактов, ни анализа, и он сказал ровно то, о чем мог говорить бы любой, и сказано это не с целью уничтожить или начать системную борьбу с этим явлением. Возможно, это вывод политика после длительного пассивного созерцания явления, так сказать, «мысли вслух».
— Игнорирование такого рода заявлений – вполне объяснимая модель поведения для исполнительной власти, и вряд ли на нее подадут в суд из-за того, что нет реакции на заявление. И такая судьба может ждать не только эту критику.
— Обе стороны давно уже знакомы с правилами этой игры и приняли их.
И если все это так и есть, начнем, видимо, к этому привыкать и мы, население. Ведь и у нас есть роль, как и у других акторов – мы должны проникнуться уважением к тем, кто смело поднял вопрос, и испытать обратные чувства к тем, кто сидит, словно воды набравши в рот.
Полная псевдоидиллическая картина.
Правила комментирования
comments powered by Disqus