В дорожной петле
По итогам 2018 года в глобальном рейтинге качества автомобильных дорог Всемирного экономического форума Казахстан из 138 стран занял 115 место. Причем нас в этом рейтинге обошли Монголия, Уганда, Эфиопия, Сьерра-Леоне, Либерия, Бурунди, Бенин и другие государства, которые мы часто относим к слаборазвитым. Кроме того, в данном рейтинге наша страна два раза подряд, в 2016-2017 годы, находилась на 108-й позиции, а в 2015 году – на 107 месте. Таким образом, согласно этому рейтингу, качество наших дорог из года в год только ухудшается, несмотря на победные реляции чиновников.
Как известно, «плохие дороги и дураки» издавна являются главными «проблемами» евразийского пространства. Поэтому вполне справедливо большинство экспертов считают, что главной причиной плачевного качества наших дорог является коррупция. Разумеется, для всех нас – это секрет Полишинеля. Нам ведь довольно часто приходится сталкиваться с ремонтом недавно отремонтированных дорог, которым должностные лица занимаются как неким излюбленным хобби. Увлекательное же это занятие – совмещать приятное с полезным для личного бюджета.
Сообщается, что «в сфере строительства дорог зарегистрировано около 100 фактов коррупции с ущербом на сумму 2,7 миллиарда тенге». Однако все эти «разоблачения злоумышленников» качество дорог пока никак не улучшили. Как говорится, свято место пусто не бывает, особенно там, где привыкли активно торговать «индульгенциями». Уходят одни сотрудники, например, «принимающих дороги» органов, а на их место приходят другие. Иными словами, от перемены мест слагаемых сумма (часто – это взятка) не меняется.
Откаты в сфере строительства у всех на слуху. Из-за них исполнители дорожных работ в среднем получают лишь половину выделенных из бюджета средств. А иногда эти средства теряются в длинной цепочке подрядчиков-субподрядчиков. В итоге на бумаге ремонт, реконструкция есть, а в реальности нет даже плаката о начале ремонтных работ. При этом стоимость строительства одного километра дороги в Казахстане, бывает, доходит до 2 млн долларов. В США и Германии эта цена варьируется от 2,4 до 4,2 миллиона долларов за километр, но их дороги служат в среднем 30 лет. В Китае стоимость постройки одного километра дороги составляет 0,9 миллиона долларов при сроке ее службы 25 лет.
В Казахстане же гарантийный период ответственности подрядчика дорожного строительства составляет от 2 до 5 лет. В ряде регионов США, Китая с неблагоприятным климатом срок службы дорог соответствует общим стандартам этих стран. В то время как казахстанские чиновники рассматривают неблагоприятный климат как главную причину недолговечности нашего дорожного покрытия.
Первые лица нашего государства неоднократно отмечали, что комфортное проживание казахстанцев должно обеспечиваться в том числе и качественными дорогами возле их домов. Наши чиновники утверждают, что стандарты качества казахстанских дорог соответствуют международным. Спору нет, например, автобаны Западная Европа-Западный Китай, Астана-Щучинск довольно хорошего качества. Правда, вдоль этих дорог придорожный сервис пока еще не дотягивает до уровня развитых стран. Во многих районах страны есть аварийные дороги, которые не ремонтировалось еще с начала 1990-х годов. А в некоторых районах дороги находятся на уровне 19-го века. Вместе с тем, как показали исследования экономистов, качественные дороги выступают важнейшей частью экономического развития.
В Китае, в ходе начала масштабного строительства качественных дорог, был выдвинут лозунг: «Если мы хотим разбогатеть, нужно сначала построить дороги». К примеру, по дорогам США перевозят гораздо больше грузов, чем по ж/д, так как это выгодней. Не случайно Китай сделал ставку именно на американский вариант прокладки скоростных магистралей. К тому же во всех странах дорожные работы приводят к созданию дополнительных рабочих мест. По подсчетам экономистов, один доллар, вложенный в США в строительство дорог, за последние сорок лет сэкономил два доллара — благодаря «экономии средств в здравоохранении и страховании, снижению безработицы и увеличению производительности труда». Наши власти выражают понимание важности всех этих вещей, выдвигая проекты дорожного строительства в различных стратегических программах.
В частности, комитет автомобильных дорог информирует, что в этом году строительством и реконструкциями «охвачено 4,3 тыс. км автодорог республиканского значения». Это все, конечно, радует, но вот только какого качества будут эти дороги – это безответный вопрос для нашей действительности. В середине ноября сообщили о скором появлении специальной программы для смартфонов, посредством которой казахстанцы смогут: «Узнавать о пробках на автомобильных дорогах, получать сведения о безопасности передвижения и составлять удобные для себя маршруты по всей республиканской сети. Кроме того, будет составляться рейтинг качества дорог».
Чиновники говорят, что при строительстве дорог республиканского значения действует пятиступенчатый контроль качества. Это когда сначала сами строители проверяют, после них - служба инженеров, затем - автор проекта. А на завершающем этапе на сцену проверок выходят «Национальный центр качества дорожных активов» и сам заказчик. Декларируемый контроль качества это одно, а вот как на практике это происходит – это совсем другое. Ведь нередко можно видеть, как дорожное покрытие новых дорог буквально через несколько дней начинает проседать.
В США, например, во время заливки очередного участка дороги формируют специальные тестовые цилиндры. Если результаты ряда тестов оказываются неудовлетворительными, то меняют бетон (основу дороги) на всем ее участке. Сложно представить, чтобы эта метода стала повседневным явлением в нашем дорожном строительстве.
В Казахстане общая протяженность дорог республиканского значения равна 24 тыс. км, а дорог местного значения — 72 тыс. км. По сообщению председателя комитета автомобильных дорог С. Бармакова , «по республиканским дорогам мы сегодня ведем полномасштабные работы, а местные дороги у нас остаются в плохом состоянии». Между тем ежегодно, как проинформировал Бармаков, на ремонт дорог местного значения выделяется 200 млрд тенге. Получается, эти работы не являются полномасштабными? Даже если это оговорка, она имеет определенный смысловой подтекст, учитывая наши повседневные реалии…
Правила комментирования
comments powered by Disqus