Примитивная казахстанская коррупция
В Казахстане коррупция стала органичной частью, несущей конструкцией авторитарно-тоталитарной Системы, ее норм и ценностей. Понимание природы казахстанской коррупции невозможно без изучения конкретных факторов и форм проявления коррупции в мировой истории. Тем более что в нижеследующем тексте вы увидите много параллелей с сегодняшним миром казахстанской коррупции!
Большинство исследователей исторические корни коррупции усматривают в традиции преподношения различных подарков. Подарки в древности служили платой в первую очередь жрецам, вождям за их помощь в разрешении разных просьб, или получения другого благоволения с их стороны. Иначе говоря, уже изначально коррупция стала проявляться как плата за услуги лиц, облеченных властью, определенными полномочиями, имеющими общественную значимость. Впоследствии, после появления аппарата профессиональных чиновников с фиксированной заработной платой, коррупция стала дополнительным заработком и своеобразной рентой.
Одним из самых первых письменных упоминаний коррупции являются некоторые клинописи древнего Вавилона. В середине III тыс. до н. э., согласно клинописям, Урукагин (шумерский царь города-государства Лагаша) боролся со злоупотреблениями должностными полномочиями и получением мзды судьями и чиновниками. Данный правитель Шумера считается первым известным государственным деятелем в мировой истории, боровшимся с коррупцией. Мздоимство было характерно и для Древнего Египта.
Обнаруженные археологами документы указывают на широкое распространение коррупции в Иерусалиме после так называемого «вавилонского пленения евреев» в 597 - 538 гг. до н.э. Коррупция получила разные формы развития и в Древней Индии. В древней Персии коррупция достигала таких масштабов, что царь Камбиз ввел правило, согласно которому новому судье доставалось кресло, оббитое кожей предшественника, обличенного во взятках.
В эллинистическом мире первые факты коррупции зафиксированы в 320-е годы до н.э., когда Клеомен, греческий наместник Египта, назначенный Александром Македонским, использовал свою должность для произвола во время поставок зерна из Египта в Грецию. В итоге таких манипуляций Клеомена в Греции возник острый дефицит зерна, что привело к многократному росту цен на него и пятилетнему голоду в Греции и Эпире - с 329 г. по 325 г. до н.э. Клеомен за счет этих искусственных спекуляций сделал огромное состояние.
Другим государством античного мира, где уже к концу III в. до н.э. была широко распространена коррупция, был Карфаген. Об этом, в частности, писал древнегреческий историк Полибий: «В Карфагене никто не считает позорным, что ведет к прибыли… претенденты на государственные посты получают их путем открытой уплаты взяток». Причем коррупция в Карфагене являлась одним из главных факторов раскола общества, измены национальным интересам части правящей элиты.
Коррупция в Древнем Риме стала распространяться к концу II в. до н.э., когда ценности римского общества достигли крайней степени деградации. В это время мздоимство, непотизм стали общераспространенным явлением. Во многом такое падение ценностей было обусловлено культом гедонизма, наслаждений и зрелищ. Именно в этот период в римском праве появляется термин «corrumpire», означающий «портить», «подкупать» и служивший для характеристики различных злоупотреблений чиновников.
Коррупционные схемы в Древнем Риме выстраивались в основном вокруг землевладения и сбора налогов. Некоторые исследователи выделяют в Древнем Риме «более сорока форм взяточничества, а подкуп избирателей и покупка должностей была весьма естественна и широко распространена». Государственная должность в это время начинает становиться неким патримониумом (от лат. patrimonium - родовое имение), за счет которого достигаются незаконные блага.
В этом смысле слабость государственного аппарата становится одной из главных основ расцвета коррупции. Так, в средневековой Европе, не имевшей сильной централизованной государственной власти, использование госчиновниками своей должности, как личного патримониума, стало обычным явлением. Слабые центральные госорганы не могли этому воспрепятствовать, ограничиваясь лишь «установлением» терпимого порога коррупции. Такое положение вещей было характерно и для других частей света, и в другие исторические промежутки времени.
В Древнем Китае и Древней Японии коррупция являлась производной от их религиозно-философских традиций. Согласно конфуцианству, преподношение подарков старшим по возрасту, положению рассматривается как следование культу Ли, то есть – это одна из норм традиционного китайского общества. Сама структура древнекитайского общества базировалась, да и сейчас отчасти базируется, на неформальных социальных взаимоотношениях семейно-кланового типа, соответствующих конфуцианскому принципу «гуаньси» (букв. перевод – связи, отношения).
В Византийской империи покупка государственных должностей и другие, связанные с этим коррупционные сделки стали обычным явлением. Более того, американский историк В. Каеги показал, что именно коррупция стала главной причиной выхода из состава Византии Палестины, Сирии и Египта. Военные кампании Византии за эти территории были проиграны из-за коррупционных расхищений средств, выделенных на жалованье, продовольствие, обмундирование, вооружение солдатам. Причем разгул коррупции в византийской армии сопровождался моральным разложением рядовых солдат, всей армейской верхушки. Высокий уровень коррупции был присущ и для средневекового арабского мира. Некоторые исследователи полагают, что Османская империя распалась в основном из-за повального распространения коррупции «всё и вся продавалось и покупалось - и люди, и должности, и услуги, и милости».
Вышеотмеченный порог «терпимой коррупции» был больше всего распространен на Востоке. В средневековом Китае коррупция даже была узаконена, и ее допустимый уровень регулировался центральными госорганами. Государственные служащие на местах во многом содержались за счет «разумных» поборов с населения. Такое положение вещей было продиктовано слабой властью центрального правительства.
Именно в конце Средневековья (XV - XVI вв.) окончательно сформировалось современное значение понятия «коррупция», когда «под коррупцией уже обычно понимаются подкуп и продажность чиновников (государственных должностных лиц), а также общественно-политических деятелей». Вышеприведенные факты показывают, насколько широко в мировой истории была распространена практика так называемого «кормления» чиновников, когда их содержание негласно возлагается на общество. Так, в России на протяжении длительного периода (с небольшими промежутками в XVII-XVIII вв.) практика «кормления» чиновников имела официальный статус.
В Новое Время коррупция принимала более сложные формы, чем в предыдущие эпохи, когда крупные коррупционные схемы начинают действовать преимущественно в узком кругу доверенных лиц. Коррупция в Новое Время принимала также формы, условно говоря - «политической необходимости». К примеру, при первом канцлере объединенной Германии Отто фон Бисмарке появились так называемые «фонды пресмыкающихся» - «рептиллиенфонден», через которые отмывались крупные государственные средства зачастую во благо, так сказать, «национальных интересов».
Наивысший расцвет ухищренные формы коррупции получили в развитых странах мира на рубеже XIX-XX вв.
Это было обусловлено усложнением аппарата государственного управления, появлением транснациональных компаний. В результате ТНК стали заниматься подкупом не только отдельных госслужащих, но и прямым финансированием лояльных себе политических сил разных стран. В это время ряд группировок экономических элит посредством подкупа государственных чиновников добивались для себя различных экономических привилегий.
В дальнейшем эта практика получила широкое развитие по мере роста роли политических партий в государственных системах стран Западной Европы, США и т.д. С этого времени «большая политика», или возможность оказывать влияние на принятие государственных решений, становится хорошим источником личных доходов успешных политиков. В современности крупные экономические корпорации уже стали претендовать на роль мини-государств, существующих за счет
коррупции.
Как выше показано, одной из основ коррупции выступала слабость центральных государственных органов, всего государства в целом на фоне специфических социально-культурных особенностей. Больше всего такого рода коррупция проявилась во 2-ой половине ХХ в., когда появился ряд новых независимых государств из числа бывших колоний «третьего мира». На слабость политических систем и тем самым государственных институтов здесь накладывалась местная социально-культурная специфика взаимоотношений чиновников и зависимых от них граждан. Такой контекст в этих странах привел также к практически тотальному государственному регулированию общественных сфер, на основе ущемления прав человека.
В таких странах «третьего мира» как Филиппины, Парагвай, Гаити, в большинстве африканских стран правили в это время клептократические режимы. Соответственно, в этих странах масштаб коррупции получил катастрофические масштабы, когда без взяток не функционировала почти ни одна отрасль общества, государства. Таким образом, Казахстан, по сути, относится к такому типу клептократического режима. В следующий раз я более детальнее рассмотрю данный тип клептократии…
Правила комментирования
comments powered by Disqus