90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

Утраченные иллюзии. Стал ли казахстанский футбол после перехода в УЕФА европейским?

21.04.2022 16:00

Общество

Утраченные иллюзии. Стал ли казахстанский футбол после перехода в УЕФА европейским?

Совсем скоро исполнится ровно 20 лет с момента вступления Казахстана в Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА). Официальное решение о приёме нашей страны в эту организацию было принято 25 апреля 2002-го в Стокгольме, где проходил её конгресс. Удалось ли отечественному футболу за два десятилетия если не стать европейским, то хотя бы приблизиться к нему – по уровню организации, по степени популярности у населения, по результатам?

Восток – дело тёмное

Дата вступления в УЕФА стала отмечаться у нас и как День казахстанского футбола. Весьма спорное решение, отодвинувшее на задний план его предыдущую историю – зарождение первых команд на казахской земле ещё до революции 1917 года, советский период, когда эта игра обрела в нашей республике такую популярность, какой сегодня близко нет (интерес к зарубежному футболу не в счёт), почти десятилетнее пребывание в Азиатской конфедерации. Впрочем, сегодня не об этом.

После распада СССР встал вопрос, куда идти – в Европу или в Азию. Географически к обоим континентам из 15 постсоветских стран относятся только Казахстан и Россия. Но наши северные соседи (на европейскую часть РФ приходится четверть её территории, на азиатскую – три четверти, зато население распределено в обратной пропорции) даже не задумывались по этому поводу. Тем более что Российский футбольный союз был признан правопреемником Федерации футбола СССР, которая входила в УЕФА. Кстати, это позволило команде РФ занять место сборной СССР в европейской отборочной кампании к чемпионату мира 1994-го (её жеребьёвка прошла ещё до распада Союза), тогда как украинцам, белорусам, грузинам, армянам, азербайджанцам пришлось ждать следующего квалификационного цикла.

В казахстанской федерации футбола, которую тогда возглавлял Заманбек Нуркадилов, разгорелась дискуссия. В конце концов, возобладала точка зрения, что в Азии, где уровень конкуренции существенно ниже, чем в Европе, нашим клубам и сборным будет легче добиваться турнирных успехов. Спустя два года, в 1994-м, павлодарский «Ансат» и жамбылский «Тараз» стали первыми представителями РК в азиатских клубных турнирах, а юношеская и молодёжная сборные дебютировали в континентальных чемпионатах. Ещё через пару лет уже национальная сборная Казахстана приняла старт в розыгрыше Кубка Азии.

Существует довольно устойчивое мнение, что пребывание в Азиатской конфедерации (Asian Football Confederation - AFC) прошло для казахстанского футбола впустую. Так ли это на самом деле? Да, чего-то особенного он вроде бы не добился, но отдельные проблески были. Скажем, в 1997-м национальная сборная вышла во второй этап отборочного турнира к чемпионату мира, где провела несколько запоминающихся матчей, после чего поднялась в рейтинге ФИФА с 161-й позиции на 107-ю. Спустя год наша «молодёжка» в первый и единственный раз пробилась в финальную часть мирового первенства в этой возрастной категории. В 2001-м павлодарский «Иртыш» первым из казахстанских клубов вместе с командами Японии, Южной Кореи и Ирана добрался до финального раунда Кубка чемпионов азиатских стран и в итоге завершил турнир 4-м.

В то же время нельзя не сказать о том, что за годы, проведённые под «крышей» AFC, нам многократно приходилось сталкиваться с откровенными проявлениями азиатчины. Например, в ноябре 1995-го саудовский «Аль-Наср», прибыв с опозданием в Семей на ответный матч 1/8 Кубка азиатских чемпионов (в первом он выиграл со счётом 1:0) с «Елимаем», потребовал перенести поединок на следующий день. Хозяева не согласились: есть регламент, на стадионе уже собрались 15 тысяч зрителей. Гости развернулись и уехали. Вместо того, чтобы наказать их, AFC приняла совершенно противоположное решение: считать результатом игры (несостоявшейся) 0:0 и вывести в следующий раунд «Аль-Наср». В 2000-м кызылординский «Кайсар» проводил поединок Кубка обладателей кубков азиатских стран с таджикским клубом «Ходжа Карим» почти в военных условиях: на трибунах сидели местные боевики с автоматами, пугая своим видом и наших футболистов, и судей, которые, как следствие, «свистели в одну сторону». И примеров подобного рода было много.

Возможно, сейчас AFC навела порядок, но в то время нарушения регламента, судейский произвол, практика двойных стандартов были в азиатском футболе в порядке вещей. Да и сам казахстанский футбол не то что остановился в своём развитии – он начал деградировать. Требовалась серьёзная встряска, и ею, как полагали многие, мог стать переход в УЕФА. Что и произошло в апреле 2002-го.

Когда деньги развращают…

Вот уже 20 лет казахстанский футбол является частью европейского, пусть и окраинной. Но стал ли он таковым на самом деле? Ответ на этот вопрос вряд ли будет положительным, если иметь в виду, что мы не сделали (и даже не попытались сделать) главного – не перевели его на рыночные принципы. Если в большинстве стран Европы футбол представляет собой самодостаточную и независимую от государства бизнес-индустрию, генерирующую собственные доходы и живущую на них, то наш напоминает разбалованного и несамостоятельного юношу, который, даже достигнув совершеннолетия, продолжает клянчить деньги у родителей. И при этом расходует их не на что-то полезное, а на то, чтобы удовлетворить свои сиюминутные потребности.

Так уж получилось, что переход в УЕФА совпал по времени с началом нефтяного бума. В Казахстан рекой потекли доллары, которая наша экономика не успевала «переваривать», резко выросли трансферты из республиканского бюджета в местные. Часть этих денег акимы стали «перекачивать» на содержание профессиональных футбольных клубов (ПФК), которые прежде финансировались преимущественно спонсорами – нефтяными, энергетическими и прочими компаниями. Бюджеты ПФК росли как на дрожжах: если в конце 1990-х миллион долларов в год был за счастье, то во второй половине «нулевых» годов некоторые клубы ежегодно получали из местной казны больше десяти миллионов «зелёными». И даже наступивший позже экономический кризис мало что изменил в этом плане: например, в 2018-м казахстанские ПФК получили из региональных бюджетов в сумме 28,5 миллиарда тенге, или 84 миллиона долларов США. Плюс «Самрук-Казына» выделил «Астане» 31 миллион долларов.

На что шли эти деньги? Вовсе не на открытие детско-юношеских школ, не на подготовку резерва, не на строительство футбольных полей и манежей, не на продвижение и популяризацию «игры миллионов». Они тратились, главным образом, на контракты с игроками, в том числе иностранными, которые к тому времени вследствие снятия большинства ограничений (после «дела Босмана» в 1995-м и «дела Симутенкова» в 2001-м) вместе со своими ушлыми агентами-посредниками буквально заполонили футбольные рынки Европы. Разумеется, руководители казахстанских клубов тоже имели с этого свою «маржу». Как, впрочем, и с организации предсезонных сборов в дальних странах, на что тоже тратились значительные суммы. Причём такое, с позволения сказать, «освоение бюджетных средств» продолжается по сей день. При этом клубы особо не стремятся сами что-то зарабатывать – зачем, когда есть «халявные» деньги?

Тогда как в ряде постсоветских стран, тоже входящих в УЕФА, таких, как Армения, Грузия, Молдавия, республики Прибалтики, почти все футбольные клубы являются частными. Бюджеты у них значительно меньше, чем у наших, поэтому национальные чемпионаты слабее. Зато они, не развращённые государственным финансированием, мотивированы на увеличение своих доходов – прежде всего, за счёт подготовки собственных воспитанников с последующей их «продажей» в более сильные европейские команды. Например, в нынешнем составе сборной Грузии две трети – это футболисты, играющие в клубах других стран, включая Испанию, Францию, Россию, Турцию, Германию, Польшу и другие. То же самое можно сказать про команду Армении. Да, эти сборные не хватают звёзд с неба, но всё же показывают в отборочных турнирах к чемпионатам мира и Европы куда более достойные результаты, чем казахстанская.

Несбывшиеся надежды

Спору нет, закачка в национальный чемпионат РК значительных финансовых сумм и привлечение благодаря этому большого количества квалифицированных иностранных игроков сделали его более сильным по составу участников и позволили повысить конкурентоспособность наших ведущих клубов на европейском уровне. Следствием этого стал подъём Казахстана в таблице коэффициентов УЕФА. Если по итогам первых пяти сезонов, проведённых в Европе, наша страна занимала в нём 45-е место, то в 2020-м – уже 24-е (среди 55 стран). Казалось бы, есть чем гордиться.

Но, во-первых, решающий вклад в это внесла «Астана», которая имела бюджет, сопоставимый с бюджетами сильнейших клубов стран, занимающих в этой таблице 10-15 позиции. За пять сезонов (2015/16 – 2019/20) она принесла в казахстанскую копилку 14,750 балла. Тогда как все остальные вместе взятые набрали лишь 4,500, или ненамного больше, чем в первые пять сезонов после перехода в УЕФА. Во-вторых, за последние два года Казахстан опустился на пять строчек ниже, и, судя по всему, уже следующей весной покинет топ-30. То есть, возможно, всплеск был кратковременным. Ведь фундамент, который бы позволял рассчитывать на будущие успешные выступления наших клубов в еврокубковых турнирах, так и не был заложен.

При этом огромные вливания в национальный чемпионат не дали главного – роста интереса к нему со стороны казахстанцев. Мало того, он снизился. Если в год вступления в УЕФА в среднем на каждом матче высшего футбольного дивизиона РК побывало 5.409 зрителей, в 2005-м – 4.536, то в 2019-м – 3.730 (примерно столько же было в 2016-2018 годах). Да, и раньше, и сейчас показатели посещаемости старались завысить, но в любом случае негативная тенденция налицо. Здесь следует заметить, что данные за 2019-й взяты потому, что это был последний допандемийный год, а два следующих нельзя назвать показательными.

Между тем, например, в соседней России, если верить данным ведущего спортивного издания этой страны «Спорт-Экспресс», наблюдалась положительная динамика: в том же 2002-м средняя посещаемость матчей премьер-лиги составила 10.967, а в сезоне 2018/19 – 16.817, при этом на протяжении четырёх предыдущих лет она только росла. То есть, у нас количество зрителей за рассматриваемый период сократилось в полтора раза, а в России – во столько же раз увеличилось. Сравнивать же наше первенство с чемпионатами ведущих европейских стран (с точки зрения и заполняемости трибун на матчах, и охвата телевизионной аудитории) – это как сыпать соль на раны…

Но, может, казахстанский футбол после перехода в УЕФА избавился от договорных матчей, от судейского произвола и в этом смысле приблизился к европейскому? Тоже нет. Например, полтора года назад президент ПФК «Ордабасы» в интервью Youtube-каналу «Смаковтың баласы» на вопрос, есть ли у нас подобные негативные явления, ответил: «Всё есть понемногу. От этого никто не уходил и не уйдёт». Если уж руководитель клуба открыто признаёт… Кстати, в 2016-м он сам подозревался представителями футбольной общественности в организации договорного матча.

А, может, деятельность Казахстанской федерации футбола стала более открытой и прозрачной, может, её руководство избирается на демократичной основе? Тоже мимо. До вступления в УЕФА с этим было даже получше. Правда, надо признать, что во второй половине «нулевых» годов, после прихода на пост её президента Адильбека Джаксыбекова федерация сделала ряд шагов для налаживания диалога с футбольной общественностью, но, к сожалению, продолжалось это недолго. А выборы главы КФФ стали проводиться келейно. Только совсем недавно, после ухода Джаксыбекова «на покой», их провели на альтернативной основе, но говорить о том, что избирательные процедуры были прозрачными, не приходится. Кстати, на сайте КФФ нет даже её Устава, реестра членов (имеющих право голосовать на выборах), Избирательного регламента, хотя такие документы должны быть в открытом доступе. Зайдите на сайт, например, Российского футбольного союза – там всё это есть. Ознакомившись с ними, общественность может понять, насколько честно проводятся выборы, законны ли те или решения и т.д.

Ну и, конечно, нынешнее 125-е место Казахстана в рейтинге ФИФА тоже красноречиво говорит о том, оправдались ли надежды любителей футбола, связанные с переходом из Азии в Европу….

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: https://qmonitor.kz/sport/4071

Показать все новости с: Адильбеком Джаксыбековым

21.04.2022 16:00

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Валентин Борисович Богатырев

Богатырев Валентин Борисович

Руководитель аналитического консорциума «Перспектива»

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

80-е место

занимает армия Казахстана в мировом рейтинге Global Firepower

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Март 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31