В первый день июня исполняется ровно тридцать лет появлению на свет футбольной сборной независимого Казахстана. За прошедшее с тех пор время она успела принять участие в шести отборочных кампаниях к чемпионату мира, в двух розыгрышах Кубка Азии, в четырёх квалификационных турнирах к первенству Европы, сыграть на Азиатских играх и в Лиге наций УЕФА. Это одна из очень немногих национальных команд, менявших континентальную прописку.
Первый матч
В советский период сборная Казахстана, а если быть более точным, Казахской ССР созывалась дважды. Оба раза это было связано со Спартакиадами народов СССР – 1956-го и 1979-го, когда в футбольных турнирах этих комплексных соревнований участвовали сильнейшие игроки страны (во всех других случаях за медали боролись молодёжные команды). Но если Москву, РСФСР, Украину действительно представляли сборные, то другие республики просто делегировали свои сильнейшие клубы. Например, от имени Казахстана выступал алма-атинский «Кайрат».
После распада Союза была образована сборная СНГ, которая стала временной правопреемницей советской дружины, завоевавшей одну из восьми путёвок в финальный турнир чемпионата Европы 1992-го. Из «Кайрата» в неё никого не пригласили – «флагман» казахстанского футбола в конце 1980-х угодил в серьёзный кризис и барахтался во втором дивизионе чемпионата СССР, а лучшие его игроки ухали в клубы ближнего и дальнего зарубежья. Сформировали же команду СНГ в основном из россиян и украинцев, к которым добавили одного белоруса.
За девять дней до старта Евро-1992 и состоялся первый матч сборной Казахстана. Руководство ею доверили Бахтияру Байсеитову, который был известен тем, что во второй половине 1980-х стал одним из немногих играющих тренеров команды мастеров – эти роли (а ещё и капитана) он совмещал в чимкентском «Мелиораторе». Перед началом сезона 1992-го его неожиданно для многих назначили рулевым «Кайрата», а поскольку в алматинском клубе были собраны многие ведущие казахстанские футболисты того времени, федерация не стала особо мудрить и поручила ему подготовку национальной команды.
Тот матч со сборной Туркмении, состоявшийся 1 июня в Алматы, открывал турнир на Кубок Центральной Азии. В стартовом составе вышли вратарь Вадим Егошкин, защитники Сергей Пасько, Аскар Кожабергенов, Марат Есмуратов, Евгений Сысоев, полузащитники Анатолий Поведенок, Руслан Дузмамбетов, Андрей Мирошниченко, Вахид Масудов (33-летний ветеран «Кайрата» надел капитанскую повязку), нападающие Владимир Нидергаус, Аскар Абильдаев. Первый для нашей сборной и единственный (он же победный) в том поединке гол забил Нидергаус, который через пару месяцев перейдет в волгоградский «Ротор» и вскоре станет одним лучших нападающих российского чемпионата.
Турнир продлился до 25 октября и закончился тем, что команда Казахстана заняла первое место. В двух матчах со сборной Узбекистана, главным своим соперником, она набрала три очка из четырёх возможных (1:0 дома и 1:1 в гостях). Точно так же – победами в родных стенах и ничьими в гостях – завершились её противостояния с туркменами и киргизами. Кроме того, летом в столице Северной Кореи она сыграла с командой Ливии. Статус этого матча неизвестен, а остался он в анналах истории, прежде всего, благодаря тому, что единственный гол забил Байсеитов: в середине второго тайма 39-летний тренер выпустил самого себя на поле и точным ударом принёс победу.
В следующем году сборная Казахстана ни разу не собиралась, а в апреле 1994-го приняла участие в турнире на Кубок независимости Узбекистана, который прошёл в Ташкенте. Ключевой матч с участием наших футболистов и хозяев поля, если верить протокольным данным, собрал 45 тысяч зрителей и завершился в пользу узбеков.
Затянувшийся дебют
Через несколько месяцев, в конце того же 1994-го, наши соседи и принципиальные соперники поехали на первые для себя Азиатские игры в Хиросиму и сходу завоевали «золото». Причём на этом турнире лучшие сборные Жёлтого континента выступали сильнейшими составами. Ну, разве что команда Южной Кореи не имела в своих рядах нескольких лидеров, плюс саудиты отправили молодёжь. А вот иранцы с Али Даеи и Каримом Багери, японцы с Казуюши Миурой, который уже играл в итальянской серии А, китайцы и другие жаждали победы. Но сильнее всех оказались узбеки.
К сожалению, в многочисленной казахстанской делегации, поехавшей на Азиаду-1994, футболистов по каким-то причинам не оказалось. И дебюта нашей сборной на официальном уровне пришлось ждать ещё два года. Первым таким турниром для неё стал Кубок Азии. Это аналог чемпионата Европы, Кубка Америки (Южной), Кубка африканских наций и Золотого Кубка КОНКАКАФ (Северной Америки). По статусу все они уступают только чемпионату мира. А значит, являются очень престижными, и потому каждый из них собирает лучших футболистов того или иного континента.
Кубок Азии проводится раз в четыре года. В 1992-м сборные постсоветских стран в нём не участвовали – к тому времени эти республики только-только обрели независимость и не успели стать членами ни международной (ФИФА), ни континентальной (АФК) федераций футбола. Их время пришло в 1996-м. Отборочная кампания к Кубку Азии стартовала в январе того года, а сборная Казахстана вступила в борьбу в середине июня. Её соперниками в борьбе за единственную путёвку на финальный турнир, назначенный на конец года, стали команды Катара и Сирии.
Кстати, в рейтинге ФИФА на май 1996-го наша страна занимала 166-ю позицию (11-ю с конца списка) – ниже не было ни одной другой республики бывшего СССР. Это стало следствием того, что в предыдущие годы сборная Казахстана даже в товарищеских матчах и неофициальных турнирах выступала крайне редко. А команда Катара, первый её соперник, находилась на 81-м месте (на 8-м в Азии). Конечно, это не отражало реального соотношения сил, что и подтвердил матч в Алматы: он завершился со счётом 1:0 в пользу казахстанских футболистов. Единственный гол забил Максим Низовцев. Он, а также отстоявший «на ноль» голкипер Вадим Егошкин и защитник Сергей Жуненко играли тогда в клубах высшего российского дивизиона, а цементировавший оборону Пётр Нейштетер – в «Майнце», команде второй немецкой бундеслиги.
Впрочем, и они не смогли помочь нашей сборной добиться положительного результата в состоявшемся через неделю поединке в Дамаске, столице Сирии, – 0:2. А затем, уже в отсутствие троих из них, последовали крупное поражение в Дохе от катарцев (0:3) и конфуз в домашней игре с сирийцами (0:1). Так бесславно для казахстанской команды завершился тот отборочный турнир. Между тем, сирийцы пробились в финальный раунд, где победили узбеков (2:1) и дали бой японцам (1:2), пропустив второй гол за две минуты до конца матча. А ведь в рейтинге ФИФА они располагались недалеко от наших – на 145-й строчке. Для сравнения: японцы были 25-ми в мировой «табели о рангах» и первыми в азиатской.
Отчасти неудача нашей сборной объяснялась тем, что у её тренерского штаба во главе с Сериком Бердалиным практически не было возможности просматривать футболистов. Их приходилось проверять «в бою», поэтому неудивительно, что в четырёх матчах наставники использовали 28 игроков. О какой слаженности командных действий можно говорить в такой ситуации? Но хорошо, что казахстанская федерация не стала рубить сплеча и оставила Бердалина на его посту. В следующем году под его руководством национальная сборная весьма неплохо выступила в отборочной кампании к чемпионату мира – об этом мы рассказали в недавней публикации «От Ближнего Востока до Дальнего», поэтому не станем повторяться.
Последние турниры в Азии
В конце 1998-го команда, ведомая уже новым главным тренером Сергеем Гороховодацким (к сожалению, совсем недавно, 21 мая, он ушёл из жизни), поехала на Азиатские игры в Бангкок. Первый групповой раунд наши футболисты ожидаемо начали с поражения от иранцев (0:2), которые несколькими месяцами раньше очень достойно выступили на чемпионате мира и в составе которых были Даеи, Багери, Махдавикия, Карими – все они кто раньше, кто позже получили приглашения в сильные европейские клубы. Кстати, именно сборная Ирана завоевала «золото» той Азиады.
Тем не менее, казахстанцы прошли во второй раунд, разгромив следующего соперника – откровенно слабую команду Лаоса (5:0). Там они сыграли вничью с хозяевами турнира – тайцами (1:1), после чего выиграли у катарцев, считавшихся фаворитами группы (2:0), В заключительном матче с ливанцами, уже не имевшими никаких турнирных перспектив, наши футболисты могли позволить себе даже проиграть с минимальным счётом, но произошло неожиданное – крупное поражение 0:3. В итоге дальше, в 1/4 финала, пробились сборные Катара и Таиланда, а команде Казахстана пришлось досрочно вернуться домой.
Спустя два года, в 2000-м, состоялся новый розыгрыш Кубка Азии. В отличие от предыдущего, на отборочном этапе в каждой из групп матчи проводились не с разъездами, а в одном месте. Квинтет, в который попала наша сборная, собрался в столице Катара. Причём турнир этот проходил в крайне неудобные для нас сроки, в конце марта – начале апреля, когда казахстанские футболисты только готовились к сезону (чемпионат РК должен был начаться в середине апреля), и их физическое состояние было далёким от оптимального. Выиграв у иорданцев (1:0), палестинцев (2:0) и пакистанцев (4:0), они в ключевом поединке уступили хозяевам (1:3), которые и завоевали единственную путевку на финальный турнир Кубка Азии.
После этого Воита Талгаева на посту главного тренера сменил Вахид Масудов. Под его началом сборная Казахстана в апреле 2001-го вступила в отборочную кампанию, предшествовавшую чемпионату мира. Она попала в одну группу с командами Ирака, Непала и Макао. Две последние выглядели «мальчиками для битья», и судьба первого места, которое давало право на участие в решающей части азиатского отбора, должна была решиться в очных поединках наших футболистов с иракцами. Первую половину турнира принимал Багдад. Там фавориты группы сыграли вничью (1:1), но при этом хозяева получили значительное преимущество в разнице забитых и пропущенных мячей благодаря более крупным победам над двумя другими соперниками: иракцы выиграли у них с общим счётом 17:1, а казахстанцы – 9:0. Значит, в Алматы, где проходила вторая половина турнира, необходимо было брать верх над главным конкурентом. Однако и этот матч завершился вничью – 1:1. Та игра, состоявшаяся 25 апреля, стала последней официальной для нашей сборной на Жёлтом континенте.
Европейские страдания
А ровно через год, 25 апреля 2002-го, Казахстан стал членом УЕФА, то есть обрёл европейскую прописку. И первый же турнир с участием национальной сборной РК под руководством Сергея Тимофеева в новой для неё «футбольной семье» со всей очевидностью продемонстрировал, что теперь ей противостоят соперники совершенно иного уровня, гораздо более высокого. Два поражения с суммарным счётом 0:10 от команды Турции, разница забитых и пропущенных мячей 6:29, лишь одно набранное очко из 36 возможных – столь печальными оказались для неё итоги отборочной кампании к чемпионату мира 2006-го.
Впрочем, в следующем квалификационном цикле, уже к Евро-2008, когда на пост главного тренера впервые заступил иностранный специалист – голландец Арно Пайперс, команда выглядела уже более конкурентоспособной. Десять очков в 14 матчах, сенсационная победа над сербами, одними из фаворитов группы (2:1), отчаянное сопротивление португальцам с молодым Криштиану Роналду в составе, две ничьи с бельгийцами, которые, правда, тогда не были столь сильными, как сейчас, – всё это вселило надежды в сердца казахстанских болельщиков.
Однако развить тот относительный успех так и не удалось. Немец Бернд Шторк, сменивший Пайперса, решил сделать ставку на молодёжь и атакующий футбол, но при эпизодически неплохой игре сборная терпела частые поражения, в том числе крупные. Чех Мирослав Беранек, напротив, придерживался принципа «лучше синица в руках, чем журавль в небе», и команда стала действовать на поле крайне осторожно, что, впрочем, тоже мало сказалось на её результатах. Необходимый баланс ей попытался придать россиянин Юрий Красножан, но тоже не преуспел.
А потом главных тренеров стали менять как перчатки. С марта 2016-го по апрель 2022-го, то есть за шесть лет, командой успели поруководить Талгат Байсуфинов, россиянин Александр Бородюк, болгарин Станимир Стоилов, чех Михал Билек, снова Байсуфинов, Андрей Карпович. Но прогресса ни в качестве игры, ни в результатах так и не произошло. В рейтинге ФИФА Казахстан сегодня занимает 125-е место, а среди европейских стран – 47-е из 55. Ниже располагаются только «карликовые» Андорра, Мальта, Лихтенштейн, Гибралтар, Сан-Марино, а также Латвия, Литва, Молдова и Азербайджан. Даже Фарерские острова, Люксембург и Косово находятся выше, чем мы.
К этой ситуации привели как низкий уровень футбола в нашей республике, поднимать который никто особо не стремится, так и маниакальное следование руководства казахстанской федерации (КФФ) лозунгу «сильные (в нашем случае богатые) клубы – сильная сборная», который уже давно потерял свою актуальность. Об этом мы писали год назад в статье «Футбольный Евро-2021 как немой укор Адильбеку Джаксыбекову и его команде ». Сменивший три месяца назад Джаксыбекова новый президент КФФ Адилет Барменкулов, судя по всему, тоже не собирается что-то кардинально менять.
К слову, совсем недавно, 6 мая, он представил нового наставника национальной сборной РК – россиянина Магомеда Адиева, который не может похвастать какими-то достижениями на тренерском поприще и вообще не имеет серьёзного опыта. Похоже, этот выбор был продиктован тем, что в прошлом сезоне и в начале нынешнего Адиев работал в карагандинском «Шахтёре», клубе, где должность председателя совета директоров занимал … Барменкулов.
В ближайшие дни, с 3 по 13 июня, сборная Казахстана проведёт сразу четыре матча в рамках очередного официального турнира – Лиги наций УЕФА. Ей предстоят поединки с командами Азербайджана, Словакии (дважды) и Беларуси…
Правила комментирования
comments powered by Disqus