Из-за аномальных холодов Узбекистану не хватает газа, и по стране прокатились веерные отключения электроэнергии. После чего появились слухи о том, что в стране создаётся искусственный дефицит, который якобы склонит руководство Узбекистана к газовому союзу с Россией и Казахстаном. Министр энергетики Узбекистана Журабек Мирзамахмудов выступил с обращением.
«Нужно отметить, что (дефицит) не связан с внешними факторами. Это связано с ростом внутреннего потребления, ростом экономики, ростом численности населения и благосостояния и доходов людей, из-за чего резко растёт потребность и спрос в энергоресурсах. Нужно отметить, что это наша вина, что мы не можем покрывать эту потребность на достаточном уровне и в достаточных объёмах», — заявил в видеообращении Журабек Мирзамахмудов.
«Для покрытия спроса, обеспечения внутреннего потребления и решения проблемы на сегодняшний день мы ведём переговоры, чтобы импортировать газ и электроэнергию из соседних стран, а не через какой-то альянс или союз, — продолжил он. — Здесь мы ведём переговоры исходя из национальных интересов, чтобы сотрудничать на основе коммерческого контракта, купли-продажи, а не через передачу своих энергосетей».
Также министр сказал о том, что ведутся переговоры о поставках газа через Казахстан и речь идёт о техническом контракте, а не союзе.
Агентство Reuters посчитало, что министр вылил холодной воды на предложение России создать газовый союз с Казахстаном и Узбекистаном. Однако действительно ли это так, неизвестно. Ведь все сообщения о союзе говорили о его технической направленности — обеспечении транзита российского газа на Восток. Нельзя исключать при этом, что Россия будет оплачивать транспортировку газом или помогать, например, Узбекистану развивать внутреннюю добычу, чем уже занимается «Лукойл».
Всё началось со встречи Владимира Путина и Касым-Жомарта Токаева в Москве в конце ноября. «В ходе переговоров в Кремле президентов Казахстана и России речь шла о создании тройственного газового союза в составе России, Казахстана, Узбекистана с целью координации действий при транспортировке российского газа по территориям Казахстана и Узбекистана», — сказал тогда пресс-секретарь президента Казахстана Руслан Желдибай. Эксперты трёх стран будут искать рациональное решение с учётом интересов всех сторон, добавил он.
«Российская Федерация и Республика Казахстан продолжат создавать благоприятные технические и экономические условия для транзита энергоресурсов по территориям друг друга в третьи страны в соответствии с международными обязательствами», — говорится уже в Декларации по случаю 30-летия установления дипломатических отношений между Россией и Казахстаном, которую на встрече подписали два президента.
По территории трёх стран проходит трансконтинентальная система газопроводов Средняя Азия — Центр. Построенная во времена СССР, она предназначалась для поставок газа из Туркмении в Россию. В «Газпроме» оценивают мощность системы в 80 млрд кубометров газа в год. Казахстан и Узбекистан могут быть интересны России для поставок газа в Иран, в ещё непостроенный газопровод Туркмения — Афганистан — Пакистан — Индия (ТАПИ) и, возможно, в действующий газопровод из Туркмении в Китай. Сам Узбекистан остановил экспорт газа в Поднебесную из-за внутреннего дефицита.
На газовые ТЭС Узбекистана приходится выработка 80−90% электроэнергии. Поэтому нехватка газа сразу привела к перебоям.
«В некоторых регионах нашей республики введены ограничения на подачу электроэнергии (от полутора до двух часов)», — сообщило вчера Министерство энергетики Узбекистана. Там добавили, что из-за понижения давления в газопроводах наблюдались перебои в подаче природного газа в некоторые районы Ташкентской, Бухарской, Ферганской, Андижанской, Наманганской, Самаркандской, Джизакской, Навоийской и Хорезмской областей.
Правила комментирования
comments powered by Disqus