Внутренняя политика
На сегодняшний день в стране антикоррупционная политика властей набирает дополнительные обороты. Ранее отмечалось, что антикоррупционная кампания носит системный характер и не является разовым явлением, что подтверждалось различными громкими уголовными делами и обвинениями в коррупции многих высокопоставленных должностных лиц. Дополнительным стимулом для возмущения высшего руководства страны, а соответственно и началу нового витка уголовного преследования недобросовестных лиц стал рейтинг Transparency International, составленный по итогам 2013 г. Так, по данным составителей Казахстан стоит на одном уровне с такими странами как Уганда, Лаос и Гондурас. Коллеги Казахстана по Таможенному союзу на 10-15 мест впереди страны по показателям «добросовестности». Отметим, что казахстанские власти ставят большой акцент на внешнеполитическом престиже страны и делают все возможное для создания положительного мнения о Казахстане его зарубежными партнерами.
В этой связи, следственными и судебными органами страны были инициированы новые резонансные дела. К разряду таковых относится дело экс-начальника управления погранвойск «Батыс» генерала КНБ Абдыразака Ильясова, приговоренного в январе сего года к 13 годам лишения свободы за создание ОПГ, превышение должностных полномочий и вымогательстве взяток на общую сумму около 600 тыс. долл. США (100 млн. тенге). Под следствием также находится экс-глава комитета таможенного контроля Минфина РК Александр Кочубей, который обвиняется в причинении ущерба государству на сумму около 600 млн. тенге в период работы на 2009-2011 гг., согласно законодательству ему грозит 6 лет заключения. Семь лет тюремного заключения получила экс-директор алматинского дворца бракосочетания за совершения коррупционных действий на сумму свыше 100 млн. тенге. К тому же, известно также о задержании по подозрению в получении взяток на сумму 750 тыс. тенге судьи столичного суда, а также судьи Кызылординского областного суда.
Отметим, что по состоянию на 2013 г. в Казахстане было возбуждено 1333 уголовных дел в отношении 900 лиц, а в целом было выявлено более 4600 преступлений. Исходя из этого, становится очевидным, что на сегодняшний день борьба с коррупцией выходит на новый уровень своего развития и становится реальным инструментом устрашения как должностных лиц, так и общества в целом. В системе государственного управления, антикоррупционные органы обретают больше возможностей для влияния на процессы, протекающие в правоохранительной сфере и, по всей видимости, в скором времени будут выходить на качественно новый уровень, охватывая все больше и больше сфер жизнедеятельности.
Между тем, конец года ознаменовался новыми подробностями в делах опальных оппозиционеров Мухтара Аблязова и Рахата Алиева. Задержанный в бегах от английского правосудия на юге Франции Мухтар Аблязов сейчас дожидается решения французского суда о его экстрадиции. Весь пакет необходимых документов предоставили Россия и Украина, однако конечные пункты экстрадиции сменяются один за другим с переменным успехом. По последним сообщениям, приоритет в этом вопросе будет отдан французским судом украинской стороне. Возможности прямой экстрадиции Аблязова в Казахстан на сегодняшний день не существует из-за отсутствия должного режима между двумя странами. Напомним, Казахстан обвиняет банкира в хищениях на сумму более 6 млрд долл. США и делает все возможное для возвращения банкира на родину с целью предъявления обвинений и возвращения если не всей суммы, то по крайней мере ее части. К тому же, как представляется, Украина по всей видимости будет одним из промежуточных этапов и Казахстан планомерно подходит к своей цели, достижение которой является делом «чести» для страны.
На фоне дела Мухтара Аблязова, личность которого возведена в ранг «врага государства №1», дело Рахата Алиева является вопросом более личного характера и затрагивает честь семьи президента Назарбаева. Экс-зять президента сейчас предпринимает меры по очередной смене гражданства и планирует переехать с Мальты на Кипр, осознавая, что обстановка вокруг его личности накаляется. Подключенные к расследованию финансовых махинаций экс-посла европейские следователи и адвокаты ходатайствуют о скорейшем завершении его дела путем подключения Европола и Евроюста, полагая тем самым поставить финальную точку в его деле. Недавние открытия о причастности австрийских должностных лиц к преступным схемам Алиева, а также факта, что Алиев владеет крупнейшим австрийским медиацентром постепенно сужают пространство для маневров беглого политика. Осознавая, по всей видимости, что с давлением оказываемым на Алиева становиться трудней бороться, Рахат Алиев намерен в ближайшие месяцы дать широкую пресс-конференцию и ответы на все имеющиеся к его личности вопросы. Более того, политик заявил о готовности участвовать в судебном процессе по делу убийства Алтынбека Сарсенбаева по видеосвязи и дать все показания. На сегодня, действия казахстанских властей против своих «обидчиков» приобретают все более очертаемые контуры и в обозримом будущем могут быть способны загнать их в угол.
События в кадровой сфере страны за прошедшие два месяца ознаменовались несколькими громкими должностными назначениями. Постоянная кадровая ротация видных функционеров является отличительной особенностью политического режима Казахстана. Так, внук Назарбаева Нурали Алиев назначен председателем правления АО «Транстелеком» компании-дочки железнодорожного гиганта АО «Казахстан темир жолы». Последним местом работы сына Дариги Назарбаевой и Рахата Алиева была должность управляющего директора Банка развития Казахстана. Своего поста председателя Счетного комитета по контролю за исполнением бюджета лишился Аслан Мусин. Отечественные эксперты связывают его отставку с делом Бергея Рыскалиева, обвиняемого в хищениях средств на сумму около 500 млн. долл. США и считавшегося протеже Аслана Мусина. О новом месте работы последнего пока не известно.
Еще одна кадровая рокировка была ознаменована назначением Карима Масимова на пост и.о. государственного секретаря РК, сменившего Тажина Марата. Главный идеолог преобразования информационного пространства, коим Тажин являлся в последнее время, пока не занял какого-либо другого поста. К тому же сообщается об освобождении от должности посла в России Оразбакова Галыма. В свете отрывшихся вакансий, в числе которых стоит должность руководителя президентской администрации, в ближайшем будущем стоит ожидать новые кадровые назначения и ротации функционеров высшего звена.
На внешнеполитическом поприще события за прошедшие два месяца в своем большинстве связаны с деятельностью Казахстана в Таможенном союзе, а также с вопросами расширения интеграционного объединения за счет привлечения третьих сторон, как к примеру Армения и Кыргызстан. Примечательно отметить, что ранее в диалогах таможенной «тройки» государств было предложено разработать «дорожную карту» для присоединения Кыргызстана к ТС. Но принимая во внимание сугубо политический характер интеграционного проекта в сущности, в котором экономическому фактору на современном этапе придается второстепенное значение, официальный Бишкек вступает в разговор именно с ракурса политического торга. Подобная позиция кыргызских властей, устоявшаяся во взаимодействии с внешним миром и сопровождающаяся постоянными просьбами о получении материальной поддержки, определенным путем влияет на восприятие Кыргызстана остальными странами-партнерами.
В этой связи, на заседании высшего евразийского экономического совета президент Назарбаев выступил с критикой потенциальных кандидатов на вступление в ТС и нецелесообразностью предоставления таможенной тройкой каких-либо особых условий странам-кандидатам. Посыл был адресован Бишкеку, который настаивает на создании специального фонда поддержки кыргызских предпринимателей, а также получения 200 млн. долл. США для модернизации пограничных пунктов. Безусловно, опасения Кыргызстана, пребывающего в перманентном политическом и экономическом кризисе, довольно ясны и понятны. Повышение цен на продукты первой необходимости и фактическое поглощение внутреннего рынка иностранным капиталом чревато новыми социальными потрясениями, а следовательно возможностью организации очередных беспорядков. Современная власть, которая понемногу стала разбираться в политической беспорядице Кыргызстана, не желает брать на себя груз такой ответственности и играет на затягивании переговоров. И если позиция «главной таможенной скрипки» - России в переговорах с Кыргызстаном демонстрирует прагматичность и холодную трезвость, то позиция Казахстана является менее сдержанной. Астана, по всей видимости, не совсем довольна сложившимся положением дел внутри Таможенного союза, особенно экономической сферой. Принимая во внимание факт, что интеграционные инициативы на протяжении практически 20 лет (до создания Таможенного союза) всегда исходили от президента Казахстана, но не находили должной поддержки у остальных партнеров. Исходя из этого, сегодня Астане приходиться мириться с теми правилами, которые выдвигаются более развитым и крупным рынком России, растущим присутствием российского бизнеса в ЦА, а также не совсем радужными тенденциями развития торгово-экономических отношений 2013 г. Такое развитие событий функционирования интеграционного объединения, т.е. не совсем по планам Астаны, должным образом влияет на ее настроении к странам-кандидатам в том числе.
С Арменией ситуация противоположная и страна стремится решить вопрос о присоединении в ближайшее время, подписав на днях «дорожную карту». Для Еревана интеграция с Россией означает, прежде всего, обретение официального патронажа и, соответственно, надежду на автоматическое разрешение карабахской проблемы. По вопросу дальнейших планов Армении Баку выступил с протестом и заявлениями о невозможности вступления в ТС до возврата оккупированных земель Азербайджану. Геополитический расклад не совсем устраивает и остальных партнеров Азербайджана в лице Турции и США, которые не могут не предпринять ответных мер такой ползучей экспансии России. Определенные корректировки возымеют воздействие на положение дел в межгосударственных отношениях по Каспийскому вопросу. Развитие событий по принятию Армении в ряды таможенного союза расставит внешнеполитические акценты стран в региональной геополитической игре.
В экономической сфере события за прошедшие два месяца были обусловлены такими изменениями как введение новых налогов, а также другими мероприятиями. С 1 января 2014г. вступает в силу измененное налогообложение, предусматривающее введение налога на роскошь. Примечательно, что предметами роскоши власти рассматривают акциз на табак, алкоголь, налог на движимое и недвижимое имущество. К тому же, отмечается, что повышение ставок на эти продукты обусловлено желанием властей стимулировать население не потреблять социально-вредных товаров.
Руководство страны внедряет пошаговую стратегию по увеличению ставок на акциз, к примеру по крепкой алкогольной продукции предполагается увеличение в 2014 году с 500 до тысячи тенге, в 2015 году — до 1200 тенге и в 2016 году — до 1600 тенге. Аналогичная ситуация наблюдается и с сигаретами, в 2015 году повышение ставок на акциз ожидается с 3 тысяч до 3900 тенге и в 2016 году — с 3900 до 5 тысяч тенге, или ежегодно на 30%. Согласно подписанному закону «о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» пересмотрены также минимальный размер заработной платы, который теперь составляет 19966 тенге, а также месячный расчетный показатель – 20782 тенге.
Исходя из новых показателей, власти предлагают повышение налогов на автомобили. Так, если объем двигателя находится от 4 до 5 тыс. куб. см, то применяется ставка налога до 130 мрп. В случае превышения 5 тыс.куб.см. – до 200 мрп. Законом повышена вдвое базовая ставка при оценке недвижимости с целью налогообложения: с 30 тыс. до 60 тыс. за 1 кв. м в Астане и Алматы, с 18 тыс. до 36 тыс. за 1 кв. м в областных центрах. Поправки предусматривают повышение ставок налога на недвижимость вдвое до 2% от оценки жилья стоимостью 150 млн и выше.
Между тем, Казахстан, сталкивающийся с тенденцией нехватки ГСМ в период полевых работ в последние годы, становится очередным заложником ситуации, связанной с нефтеэкспортом. Как известно, экспорт нефти и газа обусловлен его большей стоимостью и соответственно, окупаемостью затрат, нежели направление большей части углеводородов на внутренний рынок. Мощности нефтеперерабатываюших заводов не позволяют Казахстану безболезненно осуществлять внешнеторговые нефтяные операции, в связи с чем было озвучено решение о необходимости строительства новых НПЗ.
Исходя из анализа событий, можно отметить, что власти Казахстана делают большой акцент на развитии силового блока, а также его влиянии во внутриполитической сфере жизнедеятельности. При повышении налогообложения для общества страны, подобный подход в принципе оправдывает свои средства. К тому же, наряду с экономическими инструментами хорошо развитая силовая структура, способна гарантировать неизменность сложившейся госсистемы в стране.
Правила комментирования
comments powered by Disqus