90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Скрытая стратегия Пентагона в Кыргызстане и Центральной Азии

11.02.2014 17:50

Политика

Скрытая стратегия Пентагона в Кыргызстане и Центральной Азии

Пограничные конфликты в контексте взаимных территориальных притязаний, омрачающих отношения ряда центральноазиатских республик, в частности Киргизии с Таджикистаном и Узбекистаном, несомненно, учитываются властями Вашингтона в процессе конструирования и реализации своего стратегического курса в этом регионе.

И «цена вопроса», как отмечают эксперты, заключается не только в возможных негативных последствиях вывода из Афганистана воинских подразделений международной коалиции во главе с Пентагоном – нарастание волны радикального исламского экстремизма и бесконтрольного наркотрафика. Речь идет о масштабных военно-политических устремлениях США, выходящих далеко за территориальные рамки ЦА, которую они хотели бы превратить в долгосрочный надежный плацдарм, откуда можно «сдерживать» интересы и влияние своих основных конкурентов в Азиатско-Тихоокеанской части планеты – Китая, России и в определенной степени Японии.

Нет никаких оснований сомневаться в реальности такого рода глобальных устремлений в головах политического руководства и военно-промышленных акул заокеанской державы, иначе какой для них резон затрачивать на армию и вооружение почти столько же, сколько все остальные государства планеты, вместе взятые! На 2014-й финансовый год Пентагон, как известно, требует у Конгресса на свои нужды 526,6 млрд. долларов. Значительная часть этой гигантской суммы, по данным западной печати, предназначена для финансирования разветвленной сети постоянных военно-морских баз и опорных пунктов Пентагона, охватывающих практически все континенты, за исключением разве что Антарктиды.

Разумеется, американские генералы не в восторге от принятого политиками решения к июлю этого года закрыть Центр транзитных перевозок (ЦТП) в киргизском аэропорту «Манас» – именно так, как известно, с некоторых пор стала называться военно-воздушная база Пентагона в Бишкеке. В подконтрольной Госдепу американской печати уже несколько месяцев идет информационно-пропагандистский звон о начале «эвакуации» ЦТП из аэропорта «Манас» на территорию Румынии. Однако военные эксперты не исключают, что эти маневры могут предназначаться лишь для отвлечения внимания международной общественности от не менее коварных и опасных замыслов американцев в Центральной Азии.

Так, в прессе Казахстана в конце прошлого года был опубликован довольно сенсационный материал под заголовком — «Турция поможет вернуться военным США в ЦПТ «Манас». Со ссылкой на свои источники, его авторы утверждают, что «в настоящий момент можно говорить о выстраивании схемы быстрого возвращения американских военных в Киргизию. Этому, якобы, поспособствуют турецкие компании, которые модернизируют международный аэропорт в Манасе, сделают из него авиационно-транспортный узел, а затем сдадут этот обновленный и «на вид» мирный объект в субаренду Пентагону». Как бы то ни было, но согласно логике экс-министра обороны США Дональда Рамсфельда, «отсутствие свидетельств такого рода замысла, не является свидетельством его полного отсутствия», или, говоря иначе, «дыма без огня не бывает».

Тем колоритнее соображения на этот счет и весьма осведомленной российской «Независимой газеты», утверждающей, что «разговоры о переводе американской базы из Бишкека в Румынию - некий «пиар-ход». В действительности же США, будто бы, приступили к созданию в Киргизии мощного разведывательного центра ПРО из 26 радарных станций, разбросанных по территории республики. Использование центра поможет атлантистам во главе с НАТО постоянно контролировать воздушное пространство Киргизии, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. Вопрос заключается только в том, осознают ли официальные власти Бишкека тот возможный политический казус, что в случае реализации этих замыслов Пентагон полностью «обнулит» их полномочия в вопросах обеспечения безопасности и суверенитета собственной страны.

Как считают военные эксперты, американцы, видимо, полагают, что трудно подобрать более удобную позицию, чем территория Киргизии, и для наблюдения за действиями России в регионе. Пентагон, отмечают они, безусловно, «заинтересован в том, чтобы развернуть инфраструктуру средств ПРО где-то в Центральной Азии, в частности в Киргизии, по целому ряду причин. Во-первых, это позволит им наблюдать за пусками российских ракет, как со стороны Капустина Яра, так и за работой на полигоне Балхаш, который до сих пор является действующей площадкой для испытаний российских противоракетных вооружений».

Кроме того, считает эксперт Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук, один из важнейших стратегических моментов заключается, по-видимому, в том, что этот замысел американцев по размещению в регионе южного сегмента ПРО направлен не только против России, но и против Китая. Как ни странно, Пекин до последнего времени проявлял определенную пассивность относительно планов Вашингтона по развертыванию глобальной системы ПРО, имеющей целью нейтрализацию ядерного потенциала других государств. Не секрет, что у китайцев уже имеются и все более станут нарастать свои экономические и политические интересы как в Киргизии, так и в Центральной Азии в целом, о реализации которых кроме них самих никто больше не побеспокоится, а тем более американцы.

По мере приближения объявленного срока ухода американских военных из Киргизии, все настойчивее становятся попытки вашингтонской «дипломатии» любыми средствами дезавуировать имеющиеся на этот счет договоренности с властями Бишкека. Для решения этой задачи они активно подключают и привлекают во многом подконтрольные «желтому дьяволу» многочисленные НПО, «благотворительные Фонды», их влиятельных функционеров, а также лояльных и прикормленных отдельных политиков, главным образом из числа оппозиции.

Местные газеты в последнее время много пишут о том, что на территории республики с населением немногим более пяти миллионов человек функционируют около 15 тысяч «неправительственных организаций», многие из которых под видом «борьбы за свободу и права человека» преследуют, мягко говоря, далеко не патриотические цели. В этом ряду, например, — фонд «За международную толерантность», «Фонд содействия и поддержки правовых и экономических реформ», «Сеть правозащитников Центральной Азии», «Ассоциация центров поддержки гражданского общества», «Луч Соломона», «Граждане против коррупции», «Справедливость»…

Никакого отношения к задачам формирования зрелого и стабильного гражданского общества эти структуры не имеют. Зато некоторые из них озабочены поддержкой и объемами финансирования прозападной оппозиции, «формированием» общественного мнения в пользу развития отношений с Западом, сотрудничества с НАТО, в том числе и в плане сохранения на территории республики военной базы Пентагона. Среди населения распространяются «страшилки» о неминуемом экономическом крахе, если бюджет страны лишится средств за аренду ТПЦ «Манас», а сама республика без поддержки американского штыка окажется уязвимой и беззащитной перед «агрессивными» соседями. Обращается внимание на то, что в Киргизии наиболее ретивые функционеры из прозападных НПО при поддержке из-за рубежа прорываются во власть, пытаются влиять на внешний и внутренний курс государства.

В этой связи журналисты упоминают, к примеру, депутата от фракции «Ата-Мекен» Асию Сасыкбаеву, состоявшую в своем время председателем Совета директоров фонда «Сорос Киргизии»». Называется в этом же ряду и другой депутат «Ата-Мекен» - Наталья Никитенко, которая была для начала менеджером фонда «Junior Achievement Kyrgyzstan», а позднее стала директором общественного фонда «Академия высшего образования». Называются и другие не менее известные имена активных лоббистов «западных интересов» в республике, добросовестно отрабатывающих деньги из казны того же вездесущего Сороса, Датского института по правам человека, TACIS Евросоюза, Норвежского Хельсинского Комитета, Демократической комиссии посольства Вашингтона в Бишкеке и прочих многих организаций. Оказывается, что заморские шефы этих структур, очень заинтересованы в «правильном» управлении республикой Киргизия, руководство которой, по их мнению, недооценивает их вклад в обеспечение условий для ее развития и безопасности.

Не исключено, что в том числе и в силу этих причин в западной печати все чаще муссируется мысль о том, что, ведя подготовку к выводу части своих войск из Афганистана, говоря о свертывании ТПЦ «Манас», американцы вовсе не намерены совсем уходить из региона. Так что если Пентагону, пишут газеты, не удастся в той или иной форме зацепиться за плацдарм в Киргизии, то они могут поискать своего рода альтернативу и в казахстанском порту на Каспии – Актау, тем более, что предпосылки для этого есть. Это, между прочим, как бы в придачу к создаваемому плацдарму Пентагона в Румынии.

Есть смысл напомнить, что в настоящее время сотрудничество Казахстана и США в области обороны уже носит долгосрочный характер — на основе пятилетнего плана на 2013-2017 годы, подписанного в Вашингтоне в ноябре 2012 года. Заверения американцев в том, что они готовы ограничиться созданием в Актау транзитного центра, выглядят как прикрытие для решения главной задачи — обеспечения военного присутствия янки в Центральной Азии на постоянной основе, что крайне рискованно для поддержания здесь хрупкой архитектуры региональной безопасности. Так что вряд ли можно считать обоснованным поспешное утверждение некоторых газет о том, что у Вашингтона и Астаны сформировалось «общее понимание вопросов укрепления мира и стабильности», по крайней мере, до той поры, пока не останется в регионе ни одного американского солдата.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

11.02.2014 17:50

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Дни рождения:

117

возможных очагов межнациональных конфликтов насчитывается в Кыргызстане

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Апрель 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30