90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Присоединение КР к ТС и ЕЭП: от теории к практике

23.04.2014 08:42

Политика

Присоединение КР к ТС и ЕЭП: от теории к практике

Через 23 года независимости в ходе присоединения к Таможенному союзу Кыргызстан, наконец, пытается честно взглянуть на пройденный путь и осознать, осмыслить свои политико-экономические просчеты. Речь о том, что страна не способна не только на расширенное производство, но даже на простое воспроизводство в экономике, и о том, сумеет ли она выправить с помощью интеграции состояние дел, избежав ожесточенных общественных разногласий, которые идут в Украине.

Отправной точкой при обсуждении вопроса вступления в ТС следует принять следующее: региональные экономические союзы становятся вполне рентабельными в эпоху, когда взамен глобальному однополярному миру приходит многополярный; Таможенный союз, Единое экономическое пространство (ЕЭП), регулирование общего рынка не только товаров, но и услуг, труда и капитала - это только первые этапы интеграции, ибо в мае нынешнего года будет подписан договор о создании с 2015 года Евразийского экономического союза, что приведет в среднесрочной перспективе к введению единой валюты «алтын» для стран - членов интеграционного союза.

Для нашей республики, вставшей на путь присоединения к ТС, желательно дальнейшее углубление интеграции. Именно таким образом у нас появится надежда вновь обрести в экономических связях тот уровень советской кооперации, который позволял Кыргызстану, встроенному в технологические внутриотраслевые цепочки, не имея металлургических и сталепрокатных заводов, подобных в Украине, России и Казахстане, тем не менее выпускать продукцию (из секторов тяжелой промышленности, электротехники и энергомашиностроения и так далее) с высокой добавленной стоимостью (что ныне означало бы ощутимый достаток в семьях жителей страны, прибыль в госказну и устойчивое снижение числа трудовых мигрантов вне государства). Однако это произойдет лишь в случае проявления твердой политической воли и целенаправленной совместной работы без долгих проволочек. При этом наша страна, несомненно, будет оставаться отдельным и вполне самостоятельным политическим субъектом мировой и региональной политики.

Также важно помнить о соотношении объемов ВВП Кыргызстана и стран - членов Таможенного союза. Так, ВВП которых намного превышает наш показатель: в Беларуси он выше почти в 10 раз, в Казахстане - более чем в 30 раз и в России - в 311 раз.

В печати неоднократно освещались и риски, и возможности КР в ТС. Поэтому обсудим иное.

Еще раз о ВТО

Процесс присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу занял уже три года (11 апреля 2011-го состоялось заседание правительства КР, на котором было принято постановление №150, в документе было одобрено обращение кабмина в Межгоссовет ЕврАзЭС - высший орган ТС о намерении КР вступить в переговорный процесс по присоединению к ТС и ЕЭП). Именно столько же заняло в свое время присоединение нашей республики к мировому торговому клубу - ВТО (в апреле 1996 года Кыргызстан стал наблюдателем, а протокол о присоединении к Маракешскому соглашению вступил в силу 20 декабря 1998-го).

Но разница в экспертном сопровождении принятия двух решений и уровне общественных дискуссий существенна. Обсуждение по вопросам ВТО в принципе не выходило за узкий круг специалистов, а политические назначенцы не проявили должного понимания проблем, возникающих с присоединением. В результате наша страна пошла на серьезные уступки, взяв, к примеру, обязательство об установлении предела внутренней поддержки сельского хозяйства на уровне 5 процентов - как для развитых государств. Правительство, видимо, сочло, что в стране уже нет какого-либо экономического объекта, который необходимо защищать на внутреннем рынке, к тому же сказался и «комплекс отличника реформ переходного периода» Акаева, чей восторженный пиетет по отношению к международному праву не различал специфики гуманитарного и коммерческо-торгового права. Это привело к присоединению практически ко всем необязательным соглашениям и «секторальным» инициативам членов ВТО и даже к отказу от использования льготных периодов по соглашениям. Диссертации по ВТО были сданы в научные архивы для хранения, а отчетность КР в рамках ВТО оставалась внутренней «необременительно бумажной» заботой правительства - она не была значима в глазах ни парламентариев, ни тем более широкой публики. Однако даже в глазах госслужащих в канун присоединения к ТС она ожидаемо стала предметом своебразного «выбивания» преференций в рамках регионального союза, объемы предполагаемых компенсаций преувеличивались в разы. Замечу, создание региональных союзов допустимо в рамках ВТО.

Об исследованиях и политических акцентах

Другое дело - Таможенный союз. С самого начала конструктивный и высокий уровень обсуждения задала такая ответственная интеграционная структура, как Евразийский банк развития, опубликовав свою оценку экономического эффекта присоединения КР; затем и один из инициаторов интеграции, советник президента РФ Сергей Глазьев предоставил свое видение. В 2013 году «эстафету» приняли национальные эксперты в лице либеральных экономистов, обозначив свой уровень понимания интеграционных процессов в мире и составив рекомендации правительству КР (исследование «Института консультантов по менеджменту» по заказу Министерства экономики - «Оценка последствий вступления Кыргызстана в Таможенный союз и Единое экономическое пространство на среднесрочный и долгосрочный периоды»); Национальный институт стратегических исследований КР, уже опережая внутренние политические события, подготовил документ «Перспективы участия КР в Евразийском экономическом союзе: плюсы и минусы». В 2013-м Евразийский банк развития опубликовал еще одно исследование - «Трудовая миграция и человеческий капитал Кыргызстана: последствия вступления в ТС».

Каждая работа имеет свои достоинства и недостатки, но замечу, что обилие эконометрики и различных приложений в исследованиях кыргызской стороны сглаживало некоторые нелицеприятные выводы внешней оценки в отношении кыргызской экономики, однако часть предложений евразийцев так и не была развита должным образом (к примеру, как провести совместные успешные переговоры с ВТО).

С моей точки зрения, один из основных недостатков заключается в том, что политическое руководство Кыргызстана изначально не поставило четких и конкретных целей, что именно оно ожидает от вступления в Таможенный союз и Единое экономическое пространство. И только после их определения можно составлять техническое задание для исследователей и получить однозначные рекомендации по достижению заявленных целей. В результате возникло пространство для осуществления неоднозначных политических ходов. Именно это обстоятельство, видимо, и привело к тому, что наши официальные представители в декабре 2013 года обозначили три момента, несколько замедливших присоединение КР к ТС: необходимость создания механизма по оказанию поддержки стране, намеренной присоединиться к ТС (специальный фонд или институт развития); оказание практического содействия в создании трудоемких производств на территории республики; разрешение на превышение квот, когда в течение переходного периода должны быть применены ставки таможенных пошлин, отличных от единого таможенного тарифа ТС, - около 2,6 тысячи позиций вместо 1 тысячи разрешенных на тот момент.

Реакция члена коллегии (министра) по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяны Валовой была озвучена: «...С киргизской стороны остался ряд вопросов, которые они часто и публично задают. На наш взгляд, они не связаны именно с «дорожной картой». Киргизские коллеги ставят вопрос о неких переходных периодах, говорят о некоторых вопросах, связанных с финансовой поддержкой, скорее всего, в двустороннем формате. Есть достаточно много вещей, которые надо обсуждать, но не применительно к «дорожной карте». Поэтому мы думаем, что этот процесс идет достаточно позитивно. Никто друг друга не торопит, однако мы находимся в очень продвинутой стадии переговорного процесса...».

По сравнению с ситуацией по ВТО в процесс обсуждения присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу помимо обычной межведомственной правительственной комиссии вовлечен гораздо более структуированный и расширенный круг бизнес-сектора (Кыргызско-Российский экономический совет, отраслевые ассоциации и другие) и общественных объединений, граждан. Этому способствует обеспокоенность многих обстоятельствами геополитики и ускоряющимся ухудшением экономического положения в мире. Но только посредством расширения состава участников обсуждения и его углубления уровня дискуссий можно было выстрадать и отстоять новый путь развития государства.

Хотя правительство КР за три прошедших года так и не приступило к масштабной информационно-разъяснительной кампании по вопросам ТС для населения и местных органов государственной власти (надеюсь, это не станет еще одним предлогом вновь отложить принятие «дорожной карты» в конце апреля-мая 2014 года), однако наша республика в целом уже готова к ответственному решению.

Подчеркну, что неясные для общества подаваемые сигналы от казахской стороны, от политического руководства, исполнительной власти собственной страны и длительность принятия политического решения - все это увеличивает озабоченность населения КР присоединением к Таможенному союзу. Неясно, создается ли это намеренно или в силу впервые за многие последние годы тщательной сверки готовности госаппарата к реальной работе. Президентский аппарат, правительство и парламентарии, ищущие искреннюю поддержку своего курса, должны быть способны своевременно осуществлять практические действия в защиту истинно национальных интересов, не идти на поводу спекулятивного, сиюминутного и присоединить, наконец, КР к механизмам выгодной для нас региональной интеграции весной 2014-го.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Сергеем Глазьевым

23.04.2014 08:42

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Нариман Ташболотович Тюлеев

Тюлеев Нариман Ташболотович

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
47-е

место занимает Узбекистан в мировом рейтинге рабства «Global Slavery Index-2013»

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30