90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

Американская база покидает Кыргызстан... Но тревога остаётся.

17.06.2014 14:28

Политика

Американская  база покидает  Кыргызстан... Но  тревога остаётся.

К тому времени, когда вы откроете этот номер нашей газеты, произойдёт невероятное - последний американский солдат должен покинуть территорию военной базы "Манас" в Кыргызстане. Теперь уже бывшей американской базы…

Невероятное - потому, что никогда прежде Соединённые Штаты не уходили откуда-нибудь добровольно, кроме Луны. И не выводили из какой-либо страны мира свои военные базы и свои войска.

Если не считать Узбекистана, где американским военным указали на дверь после андижанского мятежа 2005 года.

И разве что ещё Вьетнама. Откуда в далёком 1973 году Штаты вынуждены были уйти тоже не совсем добровольно, а проиграв 10-летнюю кровопролитную войну, которую они же развязали.

И вот Центр транзитных перевозок (это лукавое название, напомним, появилось в 2009 году, когда заигравшиеся Бакиевы оставили в Кыргызстане военную базу США, лишь слегка переименовав её) закрылся.

Официальная церемония закрытия и передачи имущества ЦТП состоялась 3 июня. Ожидалось, что она будет торжественной и помпезной, с военным парадом под какой-нибудь марш "Прощание американки"... Но церемония оказалась очень уж скромной.

База, всегда буквально кишащая людьми, на сей раз встретила нас, журналистов, неестественным запустением. Чтобы сюда попасть, пришлось, как и прежде, пройти через странные бюрократические процедуры - за несколько суток до мероприятия отправить в ЦТП анкету, в которой следовало указать о себе всё,  включая имена обоих родителей. (Господи, а наши-то папы и мамы американским военным зачем понадобились?)

Перед входом на базу американцы забрали наши паспорта, взамен выдав гостевые карточки-бейджики (почему-то, правда, раскрашенные в радужные цвета сексуальных меньшинств - тут же, разумеется, под общий хохот кто-то пошутил: "Сейчас состоится первый в Кыргызстане гей-парад").

Но вот прежде сверхбдительная охрана наши вещи на сей раз просмотрела через пень-колоду - формально, невнимательно и по старинке, вручную. Охранная аппаратура - все эти рентгены и сканеры - с базы уже вывезена. База уже даже отключена от сетей "Северэлектро". Электричество, необходимое для последних дней существования ЦТП, вырабатывают дизельные генераторы.

На базе, как нам сообщили, в тот день оставалось всего около 300 американских военнослужащих. Часть из них и составили массовку церемонии закрытия ЦТП.

Американскую базу официально закрывают (слева направо): посол США П. Спратлен, первый замминистра обороны КР З. Суеркулов, замминистра иностранных дел КР Э. Оторбаев, командующий базой (он же - директор ЦТП "Манас") Джон Миллард.

Иностранные  дипломаты  из  стран  НАТО,  Японии
и  Южной  Кореи.
 

Эти  венки,  украшенные американскими  флажками,  -  вовсе  не  знак  траура,  как оказалось,  а  всего  лишь  элемент  декора  церемонии. Жутковатый  декор у  американцев,  однако…

На этом без преувеличения историческом, но на удивление будничном мероприятии американскую сторону представляли посол США в Кыргызстане Памела Спратлен и командующий базой (официально именуемый чисто по-граждански - директором Центра транзитных перевозок) полковник Джон Миллард. Официальное представительство от кыргызской стороны было ещё более скромным - первый заместитель министра обороны КР полковник Замир Суеркулов и заместитель министра иностранных дел КР  Эринес Оторбаев. Плюс - в качестве гостей - немногочисленные иностранные дипломаты, представляющие страны НАТО (Германию, Францию, Турцию) и государства, участвовавшие с американцами в операциях в Афганистане в составе коалиции, - Южную Корею и Японию.

Тон церемонии был невесёлый, с грустинкой. Впрочем, американские солдаты и офицеры явно не очень печалились, покидая Кыргызстан. Глаза многих из них откровенно светились радостью - их ждёт дорога к "месту постоянной дислокации", то есть домой, в Штаты. Дембель, словом! Больше всех, как нам показалось, грустила посол США П. Спратлен.

"Я сегодня испытываю приятные, но горькие чувства, - сказала она в своём выступлении. - Трудно прощаться с коллегами и друзьями. Мы будем по вам скучать. Пусть Господь-бог будет с вами", - обратилась она к полковнику Милларду.

Приятные же чувства посла Спратлен связаны были, по её словам, с тем, что "база закрывается с достоинством и в должном порядке". Ещё Соединённые Штаты, сказала посол, горды тем, что база в "Манасе" сделала очень много, чтобы афганский народ "получил более стабильное государство". И выразила надежду, что Кыргызстан тоже этим гордится.

На церемонии зачитали письмо бывшего американского посла США в КР Джона О'Кифа, при котором в конце 2001 года открылась американская военная база. Он сейчас работает в Вашингтоне - исполнительным директором центра "Открытый мир", который организует поездки в США всевозможных специалистов, в том числе из Кыргызстана. О'Киф выразил признательность тем высокопоставленным кыргызским чиновникам, которые в своё время поспособствовали размещению американских войск в "Манасе" - президенту Акаеву, министру иностранных дел Иманалиеву, министру обороны Топоеву, секретарю Совбеза Аширкулову. А ещё почему-то нынешнему президенту Атамбаеву, хотя тот, наоборот, базу, по сути, выгнал.

Директор ЦТП Джон Миллард тоже не удержался от пафоса, который так любят американцы. "Нас знали как воздушные ворота в Афганистан на переднем крае свободы", - высокопарно заявил полковник. Но как человек военный привёл и цифры, в самом деле поражающие воображение.

Оказывается, за неполные 13 лет существования базы "Манас" через неё были переброшены в Афганистан и обратно 5,3 миллиона военнослужащих коалиции. Самолёты с базы осуществили 33 тысячи воздушных дозаправок в небе над Афганистаном, использовав миллиард литров топлива (этого количества, по словам полковника Милларда, хватило бы, чтобы заполнить 9 тысяч олимпийских бассейнов (странное, однако, сравнение!) и заправив в общей сложности 136 тысяч бортов.

Была у базы, по словам Милларда, и ещё одна миссия - гуманитарная. Американские военные скрупулёзно подсчитали, что в рамках 37 проектов по оказанию гумпомощи местным сообществам они вложили 4,7 миллиона долларов в местные школы и больницы, провели 188 социально-культурных мероприятий и приобрели в Кыргызстане более 7 тысяч друзей.

О количестве приобретённых недоброжелателей, понятное дело, не было сказано ничего.

А их, напомним, стало появляться очень много после убийства на территории базы "Манас" в декабре 2006 года водителя-кыргызстанца Александра Иванова. Самым же возмутительным в той истории было то, как повели себя американские власти после него. Убийцу Закари Хэтфилда (хотя МВД Кыргызстана, проводившее своё законное расследование, признало его виновным по статье Уголовного кодекса КР "Умышленное убийство") поспешили эвакуировать в США. Где потом спустя несколько лет с него сняли все обвинения. А от семьи убитого Иванова Пентагон отделался подачкой, просто смехотворной по сравнению с теми денежными суммами, в которые обычно оценивают жизнь американца. Та скандальная история стала первой лакмусовой бумажкой, показавшей, что американцы (несмотря на весь пафос своих выступлений) относятся к приютившим их кыргызстанцам как к людям второго, а то и третьего сорта.

Ничего, разумеется, не сказали официальные лица США на церемонии закрытия ЦТП и о другой (может быть, главной) миссии базы - места, откуда можно абсолютно бесконтрольно вывозить и куда можно привозить что угодно и кого угодно. Включая боевиков.


Эти предположения стали подтверждаться фактами в феврале 2010 года, когда иранские истребители принудительно посадили на территории Ирана кыргызский "Боинг", следовавший из Дубая в Бишкек. Причиной посадки, напомним, стало пребывание на борту Абдумалика Риги - лидера суннитской сепаратистской организации "Джундалла", которая вела вооружённую борьбу против тегеранского режима. Этого тихого пассажира сотрудники иранских спецслужб арестовали, после чего кыргызский лайнер отпустили с миром.

Потом последовали сенсационные признания террориста А. Риги, показанные по иранскому телевидению. Он сообщил, что в 2009 году на него вышел представитель ЦРУ и предложил помочь его группировке военным оборудованием и оружием. А в Бишкек Абдумалик Риги летел с фальшивым афганским паспортом, по его же словам, для того, чтобы на территории ЦТП встретиться с некой очень высокопоставленной персоной из США. Настолько высокопоставленной, что в Эмиратах встречаться с ней было нельзя, чтобы не привлекать внимания. А вот на американской базе в "Манасе" гарантировалась полная конфиденциальность.

И Пентагон, и руководство ЦТП "Манас" тогда объявили эту информацию "иранской пропагандой". Но почему, спрашивается, мы должны больше верить им, а не иранцам?

И сколько ещё таких же интересных персон, как террорист Риги, прилетало на базу "Манас" без ведома кыргызских властей?

Сколько ещё на её территории состоялось такого рода конфиденциальных встреч?

Сколько заговоров рождалось здесь?

Сколько ещё страшных тайн хранят эти 450 гектаров арендованной американцами у Кыргызстана земли за несколькими рядами колючей проволоки?

"Несмотря на то, что Транзитный центр закрыт, наша дружба продолжается", - обещает госпожа посол Памела Спратлен.

Что-то в этом обещании есть зловещее…

Символический  ключ  от  военной  базы  передан кыргызской  стороне.

Новые  хозяева  огромного  военного  объекта  -  бойцы  Национальной  гвардии  Кыргызстана.

Церемония закрытия ЦТП увенчалась передачей символического огромного ключа от базы первому заместителю командующего Национальной гвардией Кыргызстана полковнику Мирбеку Имаеву. Отныне на этой огромной территории командуют кыргызские нацгвардейцы. Как сообщил журналистам первый заместитель министра обороны полковник Замир Суеркулов, теперь они с оставшимися американскими военнослужащими будут совместно патрулировать территорию базы.

А дальше-то что?

- Вы были свидетелями того, как мы передали символический ключ представителю Национальной гвардии, - так ответила на вопрос журналистов о дальнейшей судьбе базы посол США Памела Спратлен. - Это - территория Кыргызской Республики. И Нацгвардия, и правительство Кыргызстана теперь могут использовать данный объект по собственному желанию.

Уже через неделю, заверила нас 3 июня посол Спратлен, территорию базы покинет последний американский военнослужащий. Хотя официальный срок вывода базы - до 11 июля. Впрочем, произнесла посол Спратлен фразу с виду безобидную, но заставившую поёжиться: "Несмотря на то, что Транзитный центр закрыт, наша дружба продолжается. Мы намерены поддерживать дальнейшее развитие Кыргызстана - особенно в сфере безопасности".

До конца июля, сообщила посол Спратлен, США планируют завершить ещё некоторые программы сотрудничества с Кыргызстаном в военной области. И очень заинтриговала своим ответом на вопрос о том, как же будут выводиться без базы в "Манасе" войска из Афганистана: "У нас есть объекты в других частях страны, которые поддерживают такого рода операции". Ещё больше посол США заинтриговала заявлением: "Новым символом нашего дальнейшего сотрудничества послужит строительство нового здания посольства здесь, в Бишкеке".

- Скажите, а зачем Соединённым Штатам нужно такое огромное посольство в маленьком Кыргызстане? И правда ли, что часть персонала с военной базы будет попросту переведена в это новое здание? - спросил автор этих строк.

- Мы должны различать деятельность посольства США и ЦТП, - усмехнувшись, уклончиво ответила посол Спратлен. - Для чего нам нужно новое здание? Мы должны прежде всего учесть, что терроризм развивается всё больше… Он представляет собой огромную угрозу… Поэтому мы должны соответствовать всем мировым американским стандартам  безопасности, в этой связи в Кыргызстане тоже необходим новый объект, который соответствует данным стандартам.  Новое здание посольства США  соответствует всем другим американским постройкам и объектам в других частях мира, включая Центральную Азию. И все люди, которые работают в нашем посольстве, очень рады новому зданию. В нём будут работать дипломаты США, - заключила госпожа посол, сделав акцент на слове "дипломаты".

Так и осталось загадкой, какая всё-таки существует связь между огромными размерами посольства и угрозой терроризма, а также зачем Штатам так много дипломатов в 5-миллионном Кыргызстане…

Осталось и много других вопросов. Например, для чего (если верить поступающей информации) часть сотрудников базы скупила в Кыргызстане массу недвижимости - в том числе особняки в окрестностях аэропорта "Манас"? И какое отношение новое здание посольства США может иметь к… системе противоракетной обороны?

В последнее время в Интернете замелькали публикации о том, что НАТО, готовясь к войне с Россией, обкладывает её объектами ПРО не только с запада, но и с юга. И о том, что одним из таких объектов может стать новое здание американского посольства - комплекс зданий, в основном расположенный под землёй (до 28 метров). Куда, как утверждается, переместят часть электронной аппаратуры из ЦТП и включат её в систему глобального слежения "Эшелон". В этом здании, говорят знающие люди, будут работать около 200 офицеров из ЦТП, которые официально уже не являются военными, а получили дипломатический статус и зачислены в штат американского посольства.

Американская военная база ушла. Тревога остаётся. И даже усиливается…

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Памелой Спратлен

17.06.2014 14:28

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Дни рождения:

90 млн.

тонн химических отходов ежегодно производит Казахстан

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Март 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31