Гидроэнергетика Кыргызстана больше не способна покрывать потребности населения в электричестве. Такое сенсационное заявление сделал премьер-министр Джоомарт Оторбаев. Энергетический потенциал рек, который освоен только на 10 процентов, оказался не более чем мифом.
Глава правительства, почувствовав плачевность ситуации и ответственность, которая ложится на его плечи, поспешил объяснить кыргызстанцам, почему энергетики вынуждены идти на крайние меры - на введение ограничений и повышение тарифов. Но лишь еще больше усугубил ситуацию, потому что практически каждое его утверждение можно подвергнуть сомнению.
Во всем виновата вода
По словам Джоомарта Оторбаева, проблемы в энергосекторе накапливались годами, но именно в этом году энергетики решили действовать принципиально. О том, почему сложился кризис, он предпочел умолчать. «Иллюзий, которые окружали нас на протяжении десятилетий, что именно гидроэнергетика и энергетический потенциал рек страны навсегда обеспечат республику энергией, больше нет. Всю электроэнергию государство потребляет на свои нужды. Нынешний маловодный год однозначно приведет к тому, что электропотребление будет сокращено до 11-12 миллиардов киловатт-часов, - пояснил глава кабмина. - Электроэнергетический комплекс Кыргызстана сейчас не способен обеспечить надежное энергоснабжение потребителей круглый год. Помимо прямых экономических убытков это ухудшает деловой и инвестиционный климат. В настоящее время в стране отсутствует возможность организации нового производства, требующего постоянного и бесперебойного снабжения электроэнергией. В качестве примера можно привести несостоявшийся конкурс по продаже завода «Кристалл», одной из причин которого стали проблемы в обеспечении производства необходимыми мощностями. Ведь инвесторам предложили помимо инвестиций в завод произвести дополнительные вложения в генерирующие источники».
Однако о том, что в 2011-2012 годах, когда вода лилась через край и энергетики не думали о грядущем маловодном периоде, а выработали гораздо больше электроэнергии и продали ее соседям, Джоомарт Оторбаев вспоминать не хочет. Мол, не он тогда принимал решение, не ему и ворошить прошлое. Нынешние чиновники один в один повторяют ошибки предшественников, которые также сливали воду, правда, вхолостую. Для населения придумали хорошую отмазку - маловодный период. Хотя специалисты гидрометеорологии дают иные показатели. На 2014-й они прогнозировали приток воды по Токтогульскому бассейну на уровне 83 процентов.
По данным же правительства, фактическая приточность воды составит всего 61 процент от среднегодового. В 2015 году выработка электроэнергии составит всего 11,6 миллиарда киловатт-часов, а прогнозный спрос - 15,8 миллиарда.
Кручу, верчу, запутать хочу
Чиновники прогнозируют, что рост экономики неизбежно приведет к увеличению потребления электроэнергии. При росте спроса примерно на 5 процентов в год потребление электричества будет ежегодно расти на 1,5-2 миллиарда киловатт-часов. При этом нужно вводить 170-200 МВт новых мощностей. Если же рост экономики будет ускоренным, то цифры должны быть увеличены на 30-40 процентов.
Дополнительная мощность будет обеспечена за счет введения в эксплуатацию второго агрегата Камбаратинской ГЭС-2, реконструкции ТЭЦ Бишкека, строительства Верхне-Нарынского каскада. Однако эти станции могут дать лишь мизерную часть от того потенциала, которым обладает река Нарын.
Между тем премьер-министр уверяет, что инвесторы не хотят вкладывать деньги в убыточные ГЭС, работающие на полную мощность только несколько месяцев в году. «Серьезнейшей проблемой энергетики Кыргызстана является ярко выраженный сезонный спрос на электроэнергию. Если потребление в теплое время года составляет 22-23 миллиона киловатт-часов в сутки, то в отопительный период показатель достигает 70 миллионов киловатт-часов. Генерирующие и передающие мощности, необходимые для обеспечения надежного энергоснабжения зимой, в летнее время загружены лишь на треть. Ни один инвестор не будет строить электростанции, которые будут загружены лишь несколько месяцев в году», - отмечает он.
Поэтому упор нужно делать на экспорт электричества летом по проекту CASA-1000 в Пакистан и Афганистан. Казахстан и Узбекистан не нуждаются в нашей электроэнергии, они заинтересованы только в попусках воды.
Но как быть с маловодным периодом и ростом потребления внутри республики? За счет чего энергетики намерены покрыть дефицит, если во главу угла ставят улучшение инвестиционного климата и создание благоприятных условий для потенциальных инвесторов? О населении правительство думает, как обычно, в последнюю очередь.
Сам Джоомарт Оторбаев не определился еще, насколько выгодно возводить Камбаратинские ГЭС. Ведь если приток воды будет с каждым годом снижаться, как он утверждает, станции не смогут вырабатывать электричество по максимуму. «Если же оправдаются пессимистические прогнозы специалистов и приточность рек Кыргызстана будет уменьшаться, то коэффициент мощности Камбаратинских ГЭС и общий объем выработки электроэнергии будут гораздо ниже. Для устранения дефицита электроэнергии необходимо вводить в строй угольную станцию на месторождении Кара-Кече», - считает премьер-министр.
Выходит, точных прогнозов ни у кого еще нет и говорить о снижении приточности воды в реке Нарын рано, а чиновники уже прогнозируют ограничения для населения, повышают тарифы и на этом же фоне говорят об увеличении экспорта электричества.
За что платить?
Отдельной строкой прописана необходимость повышения тарифа, несмотря на то что у энергетиков нет весомых оснований. Они признались, что обеспечить бесперебойное электроснабжение не могут, а население должно платить за их ошибки по высокой стоимости лишь потому, что в Кыргызстане самый низкий тариф в мире?
«Оппоненты тарифной реформы часто ссылаются на то, что Кыргызстан - бедная страна, ее граждане не способны покупать дорогую электроэнергию. Но это не так, - утверждает Джоомарт Оторбаев. - В КР на среднюю заработную плату можно купить около 17 тысяч киловатт-часов электроэнергии. По этому показателю мы занимаем второе место в мире после Люксембурга».
Расчеты сделаны Национальным статистическим комитетом из учета средней зарплаты в 11,9 тысячи сомов. Но такой зарплатой могут похвастать далеко не все кыргызстанцы. А что делать безработным, выживающим в селе за счет домашнего хозяйства? А ведь помимо коммунальных расходов в месячную заработную плату заложены и прочие обязательные траты. Государство же не может обеспечить население ни рабочими местами, ни электричеством, ни водой. Люди самостоятельно находят способы выживания, а правительство лишь создает новые преграды. При этом малый и средний бизнес эксплуатирует энергосистему по полной, и какие-либо запреты власти вводить боятся, потому что каждый чиновник - бизнесмен.
Несмотря на то что энергосектор трещит по швам от износа, себя энергетики не обделяют. По данным Нацстаткома, в республике самая высокая зарплата у энергетиков и газовиков. В среднем они получают 24-26 тысяч сомов. Конечно, сокращать расходы на их содержание никто не будет, проще заставить население платить больше. Скрипя зубами, оно все равно будет оплачивать счета, так как хочет жить в комфортных условиях. Однако это пока терпение не лопнет.
Точная статистика
Эксперты недоумевают, откуда у правительства такие данные о росте потребления. По той же информации Нацстаткома, с 2005 по 2012 год наблюдаются снижение и повышение электропотребления. Чиновники заявляют о росте в 7-9 процентов, а в Национальной стратегии устойчивого развития на 2014-2017 годы рост не превышает и 4 процентов.
Потребление сократилось в 2008-м до 95,6 процента из-за «маловодья Бакиевых», когда Токтогульское водохранилище спустили вхолостую, а для населения ввели жесткие лимиты. В 2009 году рост сократился до 97,3 процента в связи с отключением электроотопления трехфазным потребителям и сокращением потребления промышленными потребителями до 91,7 процента.
Начиная с 2010-го опять наблюдается рост потребления электроэнергии. В 2011 году рост экспорта достиг 155 процентов. Тогда экспортирован максимальный объем - 2,8 миллиарда киловатт-часов вместо 2,2 миллиарда.
За 2013-й данных по топливно-энергетическому балансу еще нет. Член наблюдательного совета по инициативе топливно-энергетического комплекса при Минпромэнерго Валентина Касымова считает, что в прошлом году, если верить информации энергетиков, наблюдалось снижение темпов как производства до 91 процента, так и потребления до 89,2 процента, а экспорта электроэнергии - до 20 процентов.
«В республике отсутствуют государственная энергосберегающая политика и оптимизация расчетов топливно-энергетического баланса, что приводит циклически к кризису в маловодные годы из-за сработки с Токтогульского водохранилища сверх проектных объемов воды и угрозы его сработки в предстоящий осенне-зимний отопительный период до критического уровня», - пояснила эксперт.
Валентина Касымова подтвердила, что попуски воды на орошение Казахстана и Узбекистана привели к энергокризису в 2008-2009 годах. «Однако уроки не учли, и ситуация повторилась в 2012-м. В результате возникла кризисная ситуация с энергоснабжением в предстоящий отопительный период, - рассказала она. - Правительство вынуждено принимать срочные меры по ограничению и отключению потребителей. В качестве основной меры в детализированном плане действий заложено создание центра по управлению спросом на энергоносители. Но исполнение данного пункта затягивается из-за отсутствия средств».
Пациент, скорее, мертв, чем жив
Чиновники наотрез отказываются признавать, что причиной энергокризиса-2014 стало их неумелое управление сектором, а не маловодье. Правительство винит во всем отсутствие воды, инвестиций, энергосбережения, низкие тарифы и вновь предлагает провести реформу.
Опять нужно разработать новые стандарты и нормативы по строительству зданий, основанных на энергосбережении, объяснить населению взаимосвязь между бесперебойным снабжением и тарифами. Непонятно для чего, но нужно вновь разработать тарифную методологию, чтобы обеспечить доходы для ремонта и технического обслуживания действующих объектов. Премьер-министр не объясняет, на каком основании уже повышены тарифы в этом году. Кабинет министров нацелен на привлечение в энергетику частных инвестиций. Ключевым элементом в этом направлении будет реформа опять же тарифной политики.
Какие меры будут приняты для прохождения следующего отопительного периода, чиновники умалчивают. А ведь уже в 2015 году уровень в Токтогульском водохранилище опустится до мертвой отметки, а озвученные Джоомартом Оторбаевым предложения носят долгосрочные, весьма не радужные перспективы.
Правила комментирования
comments powered by Disqus