От Китая ждут денег и большей определенности.
Несмотря на создание фондов и банков развития, ориентированных на поддержку продвигаемого Китаем «Нового Шелкового пути», у потенциальных участников проектов вопросов по ним пока больше, чем ответов, сетовали сегодня участники профильной сессии Гайдаровского форума. Прежде всего возможным инвесторам не хватает финансирования, в частности из-за требований китайских инвесторов к госгарантиям.
Процессу интеграции в Евразии по-прежнему не хватает переговоров в многостороннем формате — интерес к проекту Шелкового пути будет расти, только если макрорегион станет транзитным на пути из Китая в Европу, заявили участники сессии Гайдаровского форума «Куда нас заведет Шелковый путь». Российский интерес к Азиатскому региону объясняется, в частности, тем, что если раньше иностранные инвесторы были заинтересованы в растущем национальном рынке, то теперь нужна кооперация с инвесторами из других стран для выхода на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, отметил заместитель министра экономики РФ Станислав Воскресенский.
Среди препятствий к развитию проектов в рамках Шелкового пути эксперты назвали их «неочевидную просчитываемость», а также трудности с привлечением финансирования. Так, экс-премьер Киргизии Джоомарт Оторбаев отметил, что дешевых денег, как в Китае, мало, стандартное требование — «или гарантии давайте, или увеличивайте трафик». «Но это традиционные механизмы, которые уже не интересны, в чем тогда отличие проекта Шелкового пути?» — задался он вопросом.
Профессор Пекинского университета Джастин Ифу Линь, в свою очередь, заверил, что потребность в коридоре для поставок в Европу будет расти по мере того, как их сроки будут становиться все более важным параметром для китайских поставщиков. «Если рост будет достаточно высоким, то новые коридоры будут востребованы, но для роста нужно решить проблему узких мест инфраструктуры», — сказал он. Другие эксперты, однако, отметили риск, связанный с ростом протекционизма в США и Европе и неравномерностью поставок: традиционно Китай закупает сырье, а поставляет готовые товары, имея высокий профицит в торговле с развитыми странами.
Между тем китайские инвестиции не везде рассматриваются как взаимовыгодные — так, в Центральной Азии сохраняются страхи по поводу избыточного влияния Китая в регионе, в частности в связи с вывозом «грязных» производств из КНР. В Японии и вовсе смотрят на проект Шелкового пути как на способ борьбы за внешние рынки и решение проблемы перепроизводства. Китай же пока в качестве приоритетных для себя стран обозначил три — Пакистан, Иран и Казахстан. Последний рассчитывает не только на развитие инфраструктуры, но и создание регионального инвестиционного хаба, заявил управляющий международным финансовым центром «Астана» Кайрат Келимбетов.
Следите за нашими новостями на Facebook
Правила комментирования
comments powered by Disqus