Первая проблема — отсутствие конкретики, вторая — отсутствие денег для того, чтобы перекупить лояльность политической верхушки стран Центральной Азии.
«Администрация президента Дональда Трампа не склонна к тому, чтобы инвестировать в Центральную Азию. Инвестировать по-крупному, чтобы перебить инвестиции даже из России, не говоря уже о Китае», - заявил заведующий отделом Средней Азии и Кавказа Института стран СНГ Андрей Грозин в интервью StanRadar.com.
StanRadar.com: Какие выводы можно сделать после презентации новой стратегии США по Центральной Азии и визита госсекратеря Помпео в Ташкент и Нур-Султан?
- Прошедший визит госсекретаря США Майкла Помпео в Узбекистан и Казахстан стал показательным для некоторой части экспертного сообщества. Лично для меня гораздо более примечательной стала так называемая «новая стратегия США в Центральной Азии».
Такое ощущение, что это рекламный плакатик, подготовленной школьником младших классов. Простые картинки, общие слова и подача рассчитаны на совсем непритязательного читателя. Сама стратегия занимает пять страниц. И по сути своей она не простая, а «простая-простая».
Когда я ее увидел в первый раз, у меня было странное ощущение, что мне пытаются втюхать, а другого слова и не подберешь, какую-то подделку, как это было в 90-х годах.
В России экспертное сообщество, в том числе люди, которые занимаются американской политикой и регионом тоже изучили эту бумагу. Много времени на это не ушло. Вывод большинства исследователей — новая стратегия пустышка.
Другие эксперты видят в этой поверхностной подаче и отсутствии знаний предмета «секретный подтекст» и «двойное дно». Они просто не могут поверить, что документ такого низкого качества может называться громким словом «стратегия».
StanRadar.com: А каково Ваше мнение?
- Я перечитал этого документ вдоль и поперек. Искал в нем оттенки, намеки и скрытые смыслы. Мои выводы следующие: США понимают, что Центральная Азия им нужна. Она нужна сейчас как приложение к Афганистану и нужна будет потом, когда они из Афганистана убегут. Значит, с регионом нужно что-то делать.
Но что именно делать — не понятно. Не понятно потому, что после последней концепции новых мыслей в Вашингтоне не возникло. Нет их и сейчас.
В этой «стратегии» я искал новые мысли или хотя бы намеки на то, что они хотят от региона. Не нашел. В документе перечисляются прежние достижения, достигнутые за 25 лет сотрудничества: инвестиции, совместные военные учения, количество студентов из Центральной Азии, которые обучились в США и так далее.
Но вопрос в том, что если им необходима Центральная Азия как очаг противодействия Кремлю и Пекину, будьте добры, предъявите не старые накопленные заслуги, а что-то новое.
StanRadar.com: То есть Вы считаете, что основная проблема в том, что Вашингтон сам не знает чего хочет?
- Как раз не в этом. Российские и китайские пропагандисты очень четко поняли, что главной задачей США сейчас является попытка оттянуть Центральную Азию от партнерства с Москвой и Пекином. Взамен предлагается вроде как партнерство с Вашингтоном.
Но беда в том, что нет ресурсов. То есть США не готовы тратить средства, чтобы получить желаемое. Складывается такое ощущение, что они думают, что смогут реализовать свои задачи с властной элитой региона «по любви, по дружбе».
StanRadar.com: Почему Вы считаете, что Вашингтон использует именно этот подход?
- Потому, что вижу, что США воспринимают лидеров стран Центральной Азии как «странных людей, застрявших в году этак 1989». Которые очень обрадуются и согласятся на все предложения, если к ним приедет американский госсекретарь, похлопает их по плечу и скажет много комплиментов. Президенты растают и побегут, задрав штаны и, самое главное, бесплатно, решать все вопросы.
Это не сработает. Бесплатно сейчас ничего не делается. А администрация президента Дональда Трампа не склонна к тому, чтобы инвестировать в Центральную Азию. Инвестировать по-крупному, чтобы перебить инвестиции даже из России, не говоря уже о Китае.
Напряжение, которое наблюдается в значительной части экспертного сообщества по поводу визита Помпео и стратегии — преувеличенно. США не добьются от Ташкента и Нур-Султана ничего. Ровно до тех пор, пока не дадут им денег. Много денег. А вот деньги странам Центральной Азии Вашингтон не обещает. И в стратегии про деньги тоже нет ни слова. На мой взгляд — это показательно.
А без финансовых вливаний в регион США не смогут сделать ничего.
StanRadar.com: После визита Помпео посольства КНР в Узбекистане и Нур-Султане один за другим сделали ряд очень жестких заявлений. Почему?
- Для Китая это действительно довольно жесткие заявления. При том, что Пекин вообще не склонен к тому, чтобы выстраивать свою региональную центральнозиатскую политику в каком-либо противостоянии, даже самом минимальном, с США, с Россией и вообще с кем бы то ни было.
Ведь вся их политическая линия в Центральной Азии завязана на стратегию «Пояса и Пути», а с другой носит характер «за все хорошее, против всего плохого».
И подобного рода заявления демонстрирует, что в Китае понимают, что стратегия США в первую очередь направлена против них. И только во вторую очередь против России. А может быть, против России даже в третью очередь.
Поэтому, по большому счету, визит Помпео, его демонстративные встречи и заявления, вся информационная шумиха, которая предшествовала визиту госсекретаря в две страны региона, презентация программы — носит антикитайскую направленность.
StanRadar.com: Получается, что Россия теперь отходит на второй план?
- Выдавливание России из Центральной Азии не носит целеполагающий характер. Конечно, лучше бы Россию подвинуть, но это не самое главное. Сейчас для них конкурент номер один — Пекин. И Китай это понимает.
И заявления от посольств КНР в Узбекистане и Казахстане показывают Вашингтону, что в Поднебесной все поняли. И помните, что говорила семья Маугли, когда на них шли красные собаки? Они говорили: «Мы принимаем бой».
Для Китая в Центральной Азии сейчас наступает если не главный рубеж, то очень значимый период. Потому, что Пекин видит активизацию США в важном для себя направлении, и сами власти стран региона тоже очень четко понимают, что стоит за этими красивыми словами «об отстаивании суверенитета» и «о расширении партнерства с Афганистаном». У всего этого яркое антикитайское содержание.
Кроме того, Пекин, что логично, демонстрирует тот факт, что он настолько уже вложился в регион, что США еще платить и платить, чтобы хотя бы приблизиться к «уровню партнерства», который сейчас имеет КНР.
Поэтому сейчас мы будет наблюдать период демонстрации «у кого что больше».
Правила комментирования
comments powered by Disqus