Правительство страны по поручению президента вдруг собралось говорить правду. Это было так неожиданно, что многие даже поверили в искренность министра здравоохранения, на которого сейчас весь мир смотрит (в полном смысле слова). Однако вряд ли стоит покупаться на этот «проброс», так как откровения властей весьма ограничены и исходят они не из того, чтобы сделать шаг к истине, а чисто из инстинкта самосохранения. И вот, почему.
Итак, в ночь на прошлую пятницу товарища президента осенило – пневмония, оказывается, тоже наносит большой урон здоровью и жизни казахстанцев и что надо, мол, «чем больше прозрачности и взаимного доверия, тем быстрее мы вместе справимся с этой напастью». На следующее утро министр здравоохранения тоже подхватил инфекцию откровений и заявил, что теперь будут коронавирусную инфекцию, как таковую, считать вместе с атипичной пневмонией. Но с небольшой оговоркой – только с 1 августа. То есть, за день до окончания общенационального усиленного карантина (если не продлят, конечно, в чем есть сомнения) и через неделю после истечения срока, за который правительство должно исправить ситуацию (или уйти в отставку – здесь сомнений еще больше).
Некоторые вынужденные оптимисты стали заявлять, что это очень хорошо и что власти наконец-то (или все же?) решили говорить правду о Ковиде Девятнадцатом. Понятно, что отпираться от очевидных фактов – это хроническая и даже генетическая болезнь нашего родного режима, а тут он вдруг решил сам себе изменить. С чего это? Все очень просто – власти приперли к стенке. И сделал это не «народ Казахстана» (как единственный источник государственной власти), а различные международные организации, в том числе, ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Наш Минздрав недавно проговорился о некой переписке с «врачами без границ», но, как всегда, полностью ее не раскрыло, хотя было понятно, что Казахстан поставили перед фактом – пришло время говорить правду.
Вообще-то, это время пришло еще вчера или даже позавчера, но умные головы из АП решили, что это лишний повод немного приподнять имидж президента (хоть на пару сантиметров выше плинтуса). Поэтому немногим за полночь и появились твит-откровения Касым-Жомарта Кемелевича – чтобы до полудня чиновники от медицины кинулись исполнять намек-поручение президента. Некоторые даже поверили в это.
Действительно, на первый взгляд можно поверить. Ведь потом Токаев продолжил рубить правду-матку, затронув даже щепетильную тему навара ритуальных агентств. Но здесь сразу же нужно охладить некоторые горячие головы – критика без фамилий и должностей, это не критика, а сотрясание воздуха. А этого особо не было, да и вряд ли будет – если только не будут назначены «козлы отпущения» и (или) виновником дефицита медикаментов станут пара-тройка перекупщиков и те, кто привозил лекарство (на продажу?) из Кыргызстана или России.
Да, мы уже пару раз говорили о том, что для исправления ситуации перво-наперво правительству надо быть откровенным с народом, начать говорить правду, какой бы она не была. Можно было даже подумать, что власти прислушались к этому, казалось бы, простому и логичному совету. Однако на самом деле все это лишь полуправда, которая в итоге может принести больше вреда в самом ближайшем будущем.
Не будем сравнивать это со злоупотреблением доверия ребенка взрослому (до морали власти не достучаться по причине отсутствия таковой) и сказку про пастушка, постоянно кричавшего «Волки! Волки!» вспоминать тоже не будет (с логикой и аналитикой тоже там слабовато). Просто можем сказать, что общество может неправильно понять, и потребовать «вторую часть марлезонского балета» – то бишь, открыть правду не только по коронавирусу, но и по тому, куда были израсходованы триллионы на борьбу с ним. Попунктно и постатейно. В том числе, по статьям Уголовного кодекса (там их не так много – не бойтесь, товарищи).
Половинчатая правда может скрываться не только в теме «КОВИД-19 и Казахстан-2020» – в том, что и с пневмонией могут быть заниженные данные, не говоря про саму «корону». Токаев, раз уж начал, то должен продолжить рассказывать правду. Например, что в действительности произошло на Арканкергене, кто убил Алтынбека Сарсенбаева, почему сместили Даригу Назарбаеву, как распределяются между кланами бюджетные средства министерств и акиматов, почему Акорда не занимается возвращением выведенных через офшоры капиталов и так далее. Ведь это все тоже нездорово влияет на социальную обстановку и может вызывать недовольство в обществе. Не так ли?
Но не будем слишком глубоко копать и слишком высоко взлетать. Нам бы сейчас с короновирусом разобраться и с теми, кто на этом решил «навариться». И продолжает «навариваться», пока из уст президента сыпется «жесткая критика» в адрес правительства и акимов. Но почему-то нет веры в эти слова, насколько бы они реалистично и обнадеживающе не звучали. Касым-Жомарт Кемелевич, надо не жестче, а конкретнее.
Контролировать страну – это не значит, знать точное количество заболевших и умерших от злосчастного вируса, а привести к ответственности виновных, допустивших это безобразие (и это не обязательно относится к штрафам «безмасочников»), обеспечить лечением и лекарствами всех нуждающихся, на деле показав, что способен на это. Дипломатию можно оставить на потом. А пока ¬можно просто сделать рокировочку в правительстве, как обещали. Чисто из инстинкта самосохранения.
Ведь именно исходя из этого инстинкта была дана команда на «атипичную правду» (правдивую ложь, ложную правду или ту самую статистку, которая является третей степенью лжи). О людях и их жизнях, ведь, вы подумали в самую последнюю очередь. Рейтинг страны важнее. Но более важно – сохранить эту самую власть в своих руках.
Правила комментирования
comments powered by Disqus