90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

“Пять птиц на одной ветке: сплотит ли Афганистан страны Центральной Азии”. Обзор российских СМИ за август 2021 г.

06.09.2021 10:30

Обзор СМИ

“Пять птиц на одной ветке: сплотит ли Афганистан страны Центральной Азии”. Обзор российских СМИ за август 2021 г.

Вэтом обзоре российские и местные эксперты и комментаторы обсуждают общерегиональную стратегию стран Центральной Азии на фоне ситуации в Афганистане, «закон против русофобов», дело о руднике «Кумтор», а также обстановку перед президентскими выборами в Узбекистане.

Регион

Эдуард Полетаев на Интернет-ресурсе «Ритм Евразии» обсуждает общерегиональную стратегию стран Центральной Азии на фоне ситуации в Афганистане (Пять птиц на одной ветке: сплотит ли Афганистан страны Центральной Азии?). «Демонстрируемая властями государств ЦА готовность к пересмотру региональной повестки, а также очередное изменение расклада сил в Афганистане придали новый импульс дискуссиям о качестве регионализации Центральной Азии».

Автор приводит мнения экспертов, озвученных на заседании экспертного клуба «Мир Евразии» по теме «Центральная Азия после 2021 года: вызовы и возможности».Как отметила профессор Казахстанско-Немецкого университета Ирина Черных: «То, о чем мы говорим сейчас, напоминает разговоры конца 1990-х годов – начала двухтысячных (…) Лет 20 тому назад мы рассуждали о Большой игре в Центральной Азии. Также стояла проблема Афганистана как основной угрозы для региона. Прошли годы, и мы снова поднимаем тематику безопасности, объединения Центральной Азии». 

Директор Центра геополитических исследований профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российско-Таджикского (Славянского) университета Гюзель Майтдинова:«Центральная Азия – это не только пять республик бывшего СССР, по определению ЮНЕСКО, она включает в себя части Индии, Пакистана, Ирана, весь Афганистан и западные регионы Китая. К настоящему времени восстановлен северный вектор сотрудничества на пространстве СНГ.

Однако наличествует слаборазвитость южноазиатского вектора, что связано с ограниченностью коммуникаций и вопросами безопасности». Доцент Ташкентского филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Равшан Назаров: «Нам все время навязывают Афганистан как неотъемлемую часть Центральной Азии. Приходится вновь и вновь объяснять, что мы под Центральной Азией понимаем постсоветскую пятерку государств. А «приклеивание» Афганистана бессмысленно. Да, мы были единым пространством до середины XIX века. И бывшая имперская, а затем советская граница по Амударье – это не пространственная, а временная граница. Там за речкой живут наши же народы.

Но это другие таджики, узбеки, туркмены. Мы были такими 150 лет назад, ведь случился огромный культурный разрыв». По мнению Назарова проблема Афганистана в отсутствии колониального периода : «У пуштунов, которые проживали в составе Британской империи, а ныне являются гражданами Пакистана, сегодня уровень грамотности в 4 раза выше, чем у пуштунов Афганистана, которые там являются титульным этносом. А о том, какой культурный разрыв имеется между таджиками, узбеками и туркменами по две стороны Амударьи даже бессмысленно говорить, все это прекрасно понимают. Достаточно сказать, что уровень грамотности в постсоветских странах Центральной Азии не ниже 97%». 

Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Леся Каратаева продолжает: «Важным фактором является безопасность. В этом контексте имеет смысл сфокусировать внимание на вопросе о том, влияет ли дестабилизация внутриполитической ситуации в отдельно взятой стране или же ухудшение двусторонних отношений на ситуацию в остальных государствах региона? Опыт показывает, что серьезного импакта не наблюдается. Периодически возникающие обострения требуют реакции на политическом уровне, но риски для безопасности незадействованных стран не формируются и о какой-либо региональной дестабилизации речь не идет.

Позиции стран по данному вопросу зависят от территориальной близости. Для Таджикистана и Казахстана, например, риски проявляются в различной степени. Как ни странно, но именно Афганистан, выполняя функцию «иного», в большей степени способствовал региональной консолидации в Центральной Азии. На протяжении как минимум четверти века, стигматизация и нежелание принять эту страну в и без того не самые стройные ряды Центральной Азии поддерживали общерегиональную внешнеполитическую повестку. Прогнозы делать в настоящий момент сложно, слишком много неопределенностей».

Член Национального совета общественного доверия при Президенте РК, член Общественного совета г. Алматы Марат Шибутов: «Знаковым для региона является таджикско-кыргызский приграничный конфликт, который произошел недавно. Вот это и есть настоящий итог, я бы даже сказал, новая эра отношений между странами. Не надо смотреть на талибов и бояться – они по большей части мифическая угроза. Требуется смотреть друг на друга. В Центральной Азии куча неурегулированных конфликтов, они годами остаются нерешенными. И соответственно, поводов для перехода конфликтов из тлеющих в вооруженные достаточно много (…) Лучше перенести вектор внимания с Афганистана на внутрирегиональные проблемы, потому что иначе мы станем совсем чужими друг к другу». 

Про внутрирегиональное взаимодействие говорил директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев: «Основной акцент следует сделать на вопросах обеспечения региональной безопасности. Правовой основой для этого может стать подписанный еще в 2000 году, но фактически неработающий Договор о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности. Его участниками являются Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.

Так что эти страны могут инициировать обсуждение относительно сотрудничества в рамках этого документа в современных условиях, а также предложить Туркменистану присоединиться к ним. Особенно это касается нерешенных пограничных вопросов между Кыргызстаном и Таджикистаном. В таком случае странам региона целесообразно продумать и обсудить возможность создания некоего совместного медиационного механизма, способствующего урегулированию определенных споров и конфликтов между ними».

«Тяжеловесы пропагандистского фронта постепенно возвращаются к главному жупелу прошлой недели: страшным «кыргызским» и «казахским националистам».

Вячеслав Половинко из «Новой Газеты» про «закон против русофобов» от российских парламентариев (Оскорбительная кислота, 19.08.2021). «Единая Россия» подготовила «закон против русофобов», куда включили все: от унижения по национальному признаку до осквернения воинских захоронений. «Теперь, если кто-то в мире, а особенно в постсоветских странах, попробует хоть слово сказать против русского народа — больше в Россию его не пустят». Закон будет работать и в обратную сторону, то есть будут высылать тех, кто внутри страны.

Материал предупреждает: «Учитывая, что даже без этого закона в Россию только с начала 2021 года запретили въезд почти сотне тысяч человек, можно себе представить, какой простор для работы открывается для сотрудников со штампиком «отказано» на границе. Просто можно напомнить, что «русофобами» сейчас называют тех, кто считает Ивана Грозного жестоким, а в «русофобии» обвиняли даже певицу Манижу за то, что она, будучи этнической таджичкой, поет про «русскую женщину». Эх, если бы сбылась русская мечта — всех запретить и заодно выслать — какая жизнь настала бы тогда!»

По мнению автора, новый закон простимулирован предстоящими выборами и делением на друзей/врагов. Украина и США уже не интересны, «а в случае с Центральной Азией всегда можно разыграть сценку «мы их кормили, поили, а они нам фигвамы рисуют»». Проблема в том, что играя в защитников русских и русского языка, российские идеологи «подбрасывают поленьев в топку межнационального розжига». На самом деле проблемы русских в постсоветских странах российскую власть не волнуют, но она «хочет выглядеть если не собирателем земель, то собирателем людей и защитником всего русского люда».

Но «если бы Россия действительно хотела сделать что-то по привлечению русских людей из других стран на историческую родину, она, пожалуй, могла бы заняться подготовкой нормального механизма возвращения» и переняла опыт Казахстана, который наладил механизм возврата «оралманов» на историческую родину. А то, как работает российская программа переселения соотечественников оставляет желать лучшего, ибо «человек разве что только в ноги не должен кланяться России уже за то, что она сделала одолжение и приняла его к себе». Материал заключает: «Воистину оскорбить русского человека может что угодно на этом земном шаре, но сильнее, чем глупость собственных начальников, его вряд ли что-то оскорбит».

«За русский язык пострадали люди в Казахстане и Киргизии. Лет десять назад эти инциденты остались бы незамеченными. Так почему же они привлекли такое внимание российского общества сейчас?» Обозреватель “Коммерсант” Алексей Наумов объясняет, «что стоит за всплеском негодования по поводу ущемления прав соотечественников в Центральной Азии» (Русские — вперед? 12.08.2021).

«Оставшись один на один с реальностью, пережив разочарование сначала в прозападном курсе, а затем в возможности постоянного наращивания уровня жизни, российское общество укоренилось в представлении, что Россия хороша не как часть общеевропейского мира, не как приложение к западному миру процветания, а сама по себе. Социология признанной в РФ «иностранным агентом» «Левады» показывает: в 2007 году, еще до кризиса, когда за доллар не давали и 25 руб., лишь 53% россиян считали Россию великой державой.

Десять лет спустя, уже после Крыма, после начала гибридной войны с Западом, после подорожания доллара чуть ли не в три раза, этот показатель взлетел выше 70%, где и остается до сих пор (…) «России нужно уважение»,— пишут виднейшие эксперты, анализируя отношения России и США».  Наумов продолжает: «На фоне раскола западных обществ по вопросам расовых, сексуальных и иных ценностей идея русского гражданского национализма (…) стала видеться одним из столпов нового постсоветского фундамента России.

Обозреватель подчеркивает: «Раньше, до Крыма, этого могли бы и не заметить, но события последних дней словно стали подтверждением существования нового российского самосознания: страна обсуждает и инцидент в Казахстане, и два происшествия в Киргизии». Он обращает внимание: «При этом показательна сдержанная реакция российского МИДа, который обычно не стесняется критиковать русофобию в странах Запада, на Украине или в рядах олимпийских судей, однако ведет себя значительно сдержаннее, если речь касается Центральной Азии или Белоруссии…Поэтому дело, кажется, лишь в политической воле. В концепции российской внешней политики, утвержденной президентом, зафиксировано желание Москвы защищать права и интересы соотечественников, проживающих за рубежом, а также способствовать их консолидации «в целях более эффективного обеспечения ими своих прав в государствах проживания». Исходя из этого и надо действовать. Не может быть великой страна, не способная защитить своих».

Кыргызстан

Виктория Панфилова из «Независимой Газеты» сообщает о введении режима чрезвычайной ситуации (ЧС) в кыргызской экономике (Бишкек вводит ручное управление экономикой, 01.08.2021). Это вынужденная мера в «стране на пороге дефолта» перед парламентскими выборами в октябре 2021. Закон «О введении ЧС в экономике страны» позволяет кабмину не только вводить чрезвычайное положение, но и распоряжаться 20% доходов и расходов бюджета без согласования с Жогорку Кенешем, менять ставки налогов, условия госзакупок и т.п. По мнению источника из правительства, этот закон развяжет руки правительству. Например, позволит распределить в необходимые отрасли, конфискованные у бизнесменов в обмен на свободу, 6 млрд сомов. По мнению же министра Акылбека Жапарова, этот закон позволит кабмину «принимать превентивные меры, не дожидаясь недовольства людей».

«Золото Кумтора — это самый амбициозный проект президента Садыра Жапарова.

Последующий материал «Независимой Газеты» рассказывает про ожидание приезда экс-президента Курманбека Бакиева на родину, из которой он бежал в 2010 году (Бакиева пригласили на родину, но обещали арестовать). В стране уже находится первый президент Аскар Акаев для допроса по «делу о руднике «Кумтор», и Генеральная прокуратура заявила, что арестует Бакиева по его приезду. Кыргызский эксперт Асилбек Эгембердиев считает, что Жапаров хотел бы выяснить ситуацию в деле по «Кумтору» и ему нужна поддержка от экс-президентов: «Безусловно, власть хотела бы поддержки от бывших президентов. Если Аскар Акаев растерял свой электорат за время вынужденной эмиграции, то за Бакиевым стоит сила. Говорят, что экс-президенты будут в дальнейшем работать с командой Садыра Жапарова».

Как отмечает доктор исторических наук, директор Агентства этнонациональных стратегий Александр Кобринский, «Садыр Жапаров связан с кланом Бакиева. Не исключено, что экс-президент, находящийся в международном розыске, хотел бы получить большую свободу передвижения и возможность приезжать на родину. Жапаров только укрепит свои позиции, если пойдет навстречу Бакиеву. Хотя у него они и так достаточно крепки». Аскар Акаев и Курманбек Бакиев нужны Жапарову, чтобы своими показаниями «отбить» «Кумтор» у канадской компании Centerra Gold Inc.

Поскольку Бакиев отказался приехать, прокуратура заявила о его аресте, уточнив что он может быть лишен свободы сроком на 30 лет по событиям 7 апреля 2010 года, когда правительственные силы открыли огонь по митингующим по его приказу. Правозащитница и юрист Токтайым Уметалиева считает действия прокуратуры законными: «Если против Аскара Акаева нет судебных решений, и он прибыл в Киргизию свободным человеком, то по «делу Бакиева» такие судебные решения есть, и их никто не обжаловал. Но Бакиев, согласно новой Конституции и в случае принятия новых Кодексов УК и УПК (Уголовного и Уголовно-процессуального), имеет возможность откупиться, оплатив причиненный стране и родственникам погибших ущерб».

В материале Кабая Карабекова и Кирилла Кривошеева – про развитие ситуации с золотоносным рудником «Кумтор» (Из Канады тянут золотые жилы, 12.08.2021). Госкомитет национальной безопасности (ГКНБ) Кыргызстана объявил о начале денонсации соглашений с канадской компанией Centerra Gold Inc. по руднику Кумтор (В 2020, доля продукции Кумтора в кыргызском ВВП – 12,5%, доля от общего объема промышленного производства — 23,3%).

Как сообщает ГКНБ решение принято «с учетом установленных расследованием фактов коррупции и не отвечающих интересам народа Кыргызстана условий соглашений с канадскими инвесторами». Дело Кумтор и его передача местному бизнесу – в интересах президента страны Садыра Жапарова. «Он стал узнаваемым политиком именно благодаря теме Кумтора. Из-за нее Жапаров сел в тюрьму и, как ни парадоксально, стал президентом. Он говорил, что инвесторы по концессионному соглашению оставляют слишком малую долю прибыли самому Кыргызстану, и к тому же вредят экологии», – говорит Кубатбек Рахимов, экс-советник нескольких премьер-министров Кыргызстана.

Вместе с национализацией Кумтора начались «массовые аресты высокопоставленных чиновников, имевших отношение к деятельности золоторудного предприятия». Эксперты полагают, что скандал вокруг рудника, и его национализация навредят инвестиционному климату в республике. Сопредседатель регионального клуба экспертов “Пикир” (“Мнение”) Игорь Шестаков комментирует: «Золото Кумтора — это самый амбициозный проект президента Садыра Жапарова. Во многом будущее нынешней власти определяется исходом этого дела. В коррупции по Кумтору обвиняли всех экс-президентов, эта проблема была одной из причин всех революций в стране. И оппоненты действующей власти, особенно соратники арестованных политиков, постараются повысить градус политической жизни в Киргизии уже этой осенью».

Рахимов дополняет: «Я вчера встречался с представителями горнодобывающей отрасли, и они предполагают, что активы стран-союзниц Кыргызстана относительно защищены, а вот западные компании могут вытесняться. Возможно, это греет душу некоторым людям в Кремле — сначала Киргизия закрыла американскую базу, а теперь и выгнала канадских инвесторов. Но если суды будут проиграны и Киргизию сочтут нарушителем международных правил игры, страну будут ждать непростые времена — с ней просто больше не захотят связываться».

Узбекистан

Узбекистан сейчас крепко стоит на ногах именно потому, что не допускает внутриполитической разноголосицы в угоду демократии, потерявшей свое адекватное наполнение даже во многих западных странах

Росбалт.ру обсуждает обстановку перед президентскими выборами в стране, которые пройдут в ноябре (Почему в Узбекистане снова предпочтут Мирзиеева). Центризбирком уже объявил о начале предвыборной кампании. В выборах могут участвовать только представители политических партий, и в настоящий момент зарегистрировано пять партия. Это «Миллий тикланиш», Народно-демократическая партия Узбекистана, «Адолат», Либерально-демократическая партия (УзЛиДеп) и Экологическое движение. Оппозиционные — «Эрк» и «Хакикат ва Тараккиет» получили отказ на регистрацию в Минюсте. «Их политическое «кредо» входит в противоречие с «генеральной линией» и подрывает, так сказать, «демократические устои» Узбекистана, которых в западном понимании в стране нет.

Как бы крамольно это ни звучало, возможно, Узбекистан сейчас крепко стоит на ногах именно потому, что не допускает внутриполитической разноголосицы в угоду демократии, потерявшей свое адекватное наполнение даже во многих западных странах». По мнению автора материала, нынешний президент Шавкат Мирзиеев будет баллотироваться на второй срок и будет переизбран, так как у него нет «реальных конкурентов, потому что за истекшие пять лет его президентства Узбекистан практически стал лидером Центрально-Азиатского региона, причем преображение страны и процессы ее реформирования не были болезненными для населения. Более того, во многом оно свободно вздохнуло». 

Оппоненты узбекской власти упрекают в отсутствии внутриполитических реформ, сильной оппозиции и активной политической жизни. Но нужна ли она Узбекистану? «Вряд ли. Достаточно хотя бы взглянуть на «плюралистический» опыт соседа по региону — Киргизии, с ее бесконечными революционными потрясениями, коррупционными и территориальными скандалами, бедностью и прочими стрессовыми ситуациями, чтобы понять: постсоветская Центральная Азия, да и не только она на территории бывшего «Союза нерушимого», не готова к внутриполитической сдержанности и зрелости (…) Пожалуй, для таких стран постсоветского пространства экономические реформы должны быть масштабными, суды — справедливыми, а то, что на Западе именуется «свободами» — лимитированными до определенного предела». Прогнозы материала – за Мирзиеева проголосует не менее 80% населения.

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: https://www.caa-network.org/archives/22154

06.09.2021 10:30

Обзор СМИ

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black
14,5%

школьников Кыргызстана пропускают учебу, боясь рэкета в школах

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Март 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31