Недавно руководство ГЭС «Сангтуда-1» заявило, что работа гидростанции может быть полностью приостановлена, так как Налоговый комитет арестовал счета компании за задолженность, и у них нет ресурсов для поддержания работы гидроузла.
Долги по налогам в Сангтуде-1 образовались по вине «Барки точик», который не полностью и несвоевременно погашает свою задолженность перед ГЭС.
Вопрос на данный момент удалось разрешить, но… Угроза остановки станции может возникнуть вновь, и эксперты не уверены, что тогда этого удастся избежать.
ЗИМНИЕ проблемы с электроэнергией начались, как всегда, «неожиданно». На прошлой неделе ОАО «Сангтудинская ГЭС-1» распространило заявление, в котором говорилось, что Налоговый комитет наложил арест на счета компании в связи с ее налоговой задолженностью, которая составила порядка 52 млн. сомони.
Задолженность эта, как говорится в заявлении, возникла по причине несвоевременной и неполной оплаты за поставленную электроэнергию со стороны «Барки точик». Общий долг таджикского энергохолдинга перед компанией на 1 декабря этого года составил свыше 404 млн. сомони.
«Поскольку налогообложение общества осуществляется по факту поставки продукции, а не по факту ее оплаты, уровень платежей госэнергохолдинга, составивший по итогам 11 месяцев текущего года всего 58%, не учитывается при расчете налоговых обязательств ОАО «Сангтудинская ГЭС-1». В настоящее время Сангтуда-1 располагает резервом для обеспечения работы станции в течение 5-7 дней. После того, как все резервы будут исчерпаны, дальнейшая эксплуатация станции станет невозможна. Учитывая размер налоговой задолженности Сангтуды-1 в сумме порядка 52 млн. сомони и ежемесячных платежей «Барки точик» на уровне 10 млн. сомони, станция будет остановлена ориентировочно на 5-6 месяцев», - отмечается в заявлении.
Далее в заявлении говорится, что они предложили уполномоченным инстанциям Таджикистана погасить налоговую задолженность путем зачета задолженности «Барки точик» перед станцией, но никакого ответа они не получили.
При этом генеральный директор ОАО «Сангтудинская ГЭС-1» Павел Лавров выразил уверенность, что «применение к Сангтуде-1 принудительных мер взимания налогов нанесет непоправимый ущерб финансово-производственной деятельности компании и приведет к полной остановке станции в тяжелый для Таджикистана зимний период».
«В результате остановки станции прекратится поступление в энергосистему Таджикистана электроэнергии, вырабатываемой в настоящее время Сангтудой-1 - порядка 7-8 млн. кВт/ч ежесуточно, что, в первую очередь, отразится на электроснабжении населения», - заявил он.
Кроме того, по его словам, остановка работы станции вынудит менеджмент компании принять решение об отправке сотрудников ОАО, 95% которых являются гражданами Таджикистана, в длительные административные отпуска, что повлечет за собой рост социальной напряженности.
Напомним, на долю Сангтудинской ГЭС-1 приходится около 15% совокупной выработки электроэнергии в стране. В Министерстве энергетики и водных ресурсов «АП» сообщили, что они не позволят станции остановить работу.
- Об остановке гидростанции речи быть не может, мы этого не позволим. Мы намерены оказать помощь «Барки точик» для решения проблемы с деньгами. Что касается Налогового комитета, то он может и вправе применять такие санкции против налогоплательщиков, не выполняющих свои обязанности по выплате налогов, - отметил высокопоставленный источник в ведомстве.
По его словам: «Барки точик» - госунитарное предприятие, т.е. оно является хозрасчётным, и налоговый орган не может вмешиваться в финансовые проблемы двух хозяйствующих субъектов. Если бы предприятие было полностью государственным и содержалось государством, то можно было бы решить вопрос с Сангтудой-1 взаимозачётом. Минфину даётся право на то, чтобы без увеличения или уменьшения доходной части бюджета это сделать, но это касается лишь государственных учреждений, финансируемых из бюджета страны», - отметил источник.
Пока решили
НА сегодняшний день проблема с Сангтудой-1 решилась. Как сообщили «АП» в НК, руководство этого ведомства и гидростанции договорились, что компания будет выплачивать долги в соответствии с графиком, который должны принять в ближайшее время.
- Налоговый орган не преследует цель остановить работу ОАО «Сангтудинская ГЭС-1», в связи с чем мы готовы заключить соглашение, где будет указан график последующего погашения долга, - сообщил «АП» зампред налогового комитета Пулотджон Юсупов. - Со счёта Сангтуды-1 мы не могли снять средства без согласия руководства компании. Если бы эти средства были у компании, то они бы выплатили их… Со словом «арест счетов» надо быть осторожней. Налоговый орган не может арестовывать счета, мы можем лишь арестовать имущество неплательщика и то - после неоднократных уведомлений.
Этот метод не был применен в отношении Сангтуды-1. Сейчас, по словам П. Юсупова, «вопрос урегулирован, ГЭС «Сангтуда-1» не прекратит свою работу, мы не допустим такого».
В самой компании пока никаких комментариев по этому поводу не дают.
Между тем, данная ситуация еще раз показала несовершенство внутреннего механизма сотрудничества с иностранными инвестиционными компаниями в сфере энергетики…
На грани банкротства
ДОЛГИ таджикского энергохолдинга перед данной компанией, а компании - перед Налоговым комитетом существуют практически с момента запуска данной гидростанции и сообщения об этом периодически выносятся на первые страницы СМИ.
В прошлом году руководство компании также говорило об угрозе того, что станция может встать из-за финансовых проблем, возникших по вине «Барки точик». Такие же проблемы существуют и с «Сангтудой-2».
В целом, долги перед обеими гидроэлектростанциями составляют порядка $100 млн.
Проблема является одной из хронических, и каждый раз разрешается лишь после «шума» в средствах массовой информации. В связи с этим возникает вопрос: почему нельзя как-то наладить систему взаиморасчета, как то предлагает сделать «Сангтуда-1»?
Оказалось, что данная система основывается на нормативах страны, и самостоятельно таджикские структуры не могут решить этот вопрос.
- Теперь, что касается взаиморасчёта… Мы можем поддержать этот вариант, однако этот вопрос не может решаться Налоговым комитетом и «Сангтудой-1», это должно решаться на уровне правительства, которое может обязать такие ведомства, как Минфин, решить этот вопрос путём перерасчёта. Налоговый же орган не против подобного решения вопроса, - говорит П. Юсупов.
Эксперты также говорят о том, что Налоговый комитет не может решать проблемы двух хозяйствующих субъектов - «Барки точик» и «Сангтуда-1» и при этом осуществлять свои функции по сбору налогов в соответствии с существующими нормативами.
Депутат нижней палаты парламента, профессиональный энергетик Шоди Шабдолов считает, что государство должно более ответственно относиться к инвесторам, которых привлекает. При этом, по его словам, если правительство не может сохранить народное добро в лице «Барки точик», то такое правительство должно уйти в отставку.
- Министерство энергетики находится на грани банкротства, так как на его счету практически нет денег. Мы имеем более сотни миллионов долгов перед «Сангтудой-1» и «Сангтудой-2», миллионы кредитов, которые должны вернуть. Отрасль находится на грани краха. «Барки точик» сегодня стал монополистом, но не справляется с теми функциями, которые на него возложены, - говорит Шабдолов. - Все это связано с тем, что Министерство энергетики объединили со сферой промышленности, куда входили многочисленные приватизированные предприятия, которые не смогли успешно реализоваться, и являются убыточными.
Свои убытки, по словам энергетика, они часто покрывали за счет хищения электроэнергии или неуплаты.
- Я не говорю о коттеджах и частных домах, в которых используют электроэнергию для саун и других удобств, и за что не всегда платят, - отмечает он. - В итоге все эти долги легли на отрасль энергетики, что привело к краху отрасли...
По словам Шабдолова, со стороны государства уже сделан один шаг для решения этой проблемы: промышленность отделили от сектора энергетики, но этот шаг является половинчатым. Дальнейшим шагом, по его мнению, должно быть жесткое требование к коммерческим должникам вернуть долги за потребляемую энергию.
По его словам, у многих эти долги имеются на протяжении нескольких лет, и к таким должникам подход должен быть строгим. Например, нужно накладывать арест на их имущество, выставить его на торги и таким образом возвращать сектору энергетики все долги.
- «Сангтуда» действительно может приостановить станцию, и это не саботаж. У них действительно нет денег на счету. Налоговики тоже работают в соответствии с законом. А по закону, если товар ушел, то с него должны выплачиваться налоги. Законодательство и механизм взаимоотношения в данном случае у нас хорошие, но не хватает ответственности. Мы любим привлекать инвесторов, но потом не несем какую-либо ответственность за эффективную работу. Подход по взиманию долгов должен быть серьезным. Другим подходом должны стать демонополизация «Барки точик», а также создание нового органа, который бы устанавливал тарифы, - считает Шабдолов.
Надеяться на авось не следует…
НЕКОТОРЫЕ эксперты считают, что гидроэлектростанции, созданные на иностранные инвестиции, на самом деле не пойдут на то, чтобы остановить работу. Однако, известно, что у нас порой происходят даже самые невероятные случаи. Например, раньше мы не могли и подумать, что Узбекистан выйдет из центрально-азиатской энергетической системы, но сосед сделал это в самый трудный для нас период, когда в стране стояли аномальные холода.
Это лишило нас возможности импортировать электроэнергию в зимнее время, так как не было линий, по которым бы она к нам поступала.
За последние несколько лет в Таджикистане с привлечением иностранных инвестиций были построены две крупные гидроэлектростанции, но и с ними сейчас возникают проблемы.
Мы, конечно, можем надеяться на лучшее и считать, что до приостановления работы станций дело никогда не дойдет, но при этом надо готовиться к худшему и принимать меры, чтобы до этого на самом деле не дошло.
Тем более, в этом году вновь предсказывают аномальные холода, и не хотелось бы сталкиваться вновь с какими-то неожиданными «сюрпризами»…
Правила комментирования
comments powered by Disqus