В Душанбе встревожены фактами участия граждан Таджикистана в отрядах сирийских боевиков. Уже появлялись сообщения о гибели таджикистанцев в боях с правительственными силами Башара Асада. Политики и эксперты предлагают властям выявить причины, каким образом жители республики могли оказаться на войне
Точных данных о количестве граждан Таджикистана, воюющих в Сирии, нет. Многие ссылаются на сведения сирийского муфтия Ахмада Бадреддина Хассуна. В 2013 году он сообщил, что в отрядах повстанцев насчитывается 190 таджикских боевиков. Официальные источники в Душанбе информацию эту не подтвердили, но и не опровергли. Так, в Госкомитете национальной безопасности Таджикистана известили о гибели трех жителей республики в боевых столкновениях с армией Башара Асада.
Кроме того, Верховный суд страны уже приговорил к длительному сроку заключения несколько молодых людей, которые признались в участии в боевых действиях за пределами Таджикистана. Силовики и политики в Душанбе считают, что вопросы, почему и как граждане страны попадают на Ближний Восток, требует осмысления.
Депутат таджикского парламента, глава компартии Таджикистана Шоди Шабдолов в интервью "Голосу России" заявил, что в обсуждении этой проблемы должно участвовать все общество:
"Очень печально, что наши граждане воюют в составе "Аль-Каиды" против законного правительства Сирии. Но это отбросы нашего общества. Эти боевики не сегодня появились. Они выросли в начале гражданской войны в Таджикистане, прошли обучение в Афганистане, Пакистане. Теперь наемниками стали. Им же кормиться надо – кроме того, что воевать, они ничего не умеют делать. Мы решительно осуждаем эти факты! И нам стыдно, что граждане суверенного Таджикистана, народ которого пережил кровавую гражданскую войну, продолжают эту войну поддерживать в других местах. В частности, среди сирийского народа".
Лидер Партии исламского возрождения Таджикистана, парламентарий Мухиддин Кабири также весьма резко осудил участие таджикистанцев в сирийском конфликте. Политик говорит, что эта проблема уже вышла за рамки юрисдикции Душанбе и Дамаска. По словам Кабири, таджикистанцы так же, как и граждане других государств Центральной Азии, проникают в Сирию через территории третьих стран. Таджикский парламентарий предлагает поднять этот вопрос на высоком межгосударственном уровне:
"Как попадают в Сирию наши граждане? Они попадают так же, как и граждане других государств. Сейчас фактически не существует границы между Сирией и сопредельными странами, в том числе Турцией. А вы знаете, что между Турцией и постсоветскими государствами нет визового режима. Люди очень легко попадают туда и пересекают границу. Поэтому данный вопрос надо рассмотреть как общую проблему для всех государств постсоветского пространства. Нам всем нужно подумать, почему молодые люди уезжают в Сирию, рискуют своей жизнью и репутацией своих государств".
Это предложение, по словам экспертов, выглядит рациональным. Без совместных усилий решить проблему практически невозможно. Напомним, летом 2013 года СМИ сообщили со ссылкой на того же муфтия Сирии Ахмада Бадреддина Хассуна, что в отрядах сирийских боевиков насчитывается также порядка 250 граждан Казахстана и 350 уроженцев Туркмении. Появляются сведения и о киргизских жителях.
В этой ситуации спецслужбы постсоветских стран должны объединить усилия для выявления лиц, проходивших подготовку в зарубежных военных лагерях, считает директор Центра исследований Центральной Азии и Афганистана, таджикский политолог Косимшо Искандаров. Он называет боевиков членами международного террористического интернационала:
"Это просто исламский террористический интернационал. Куда бы их ни направили для установления власти Бога, туда они и пойдут. Разве нормальный человек может себя подорвать на базаре? Не может! Значит, в этих медресе готовят фанатиков. Сейчас имеются такие данные, что те медресе, которые готовят фанатиков, потом продают их. И любая страна может заказать пять-шесть смертников для совершения где-либо теракта. Если в Центральной Азии думают, что окажутся застрахованными, они ошибаются".
Спецслужбы Таджикистана в минувшем году выявили и арестовали более 70 человек, причастных к различным экстремистским организациям. Следствие установило, что часть из них проходила подготовку в зарубежных военных лагерях. Кроме того, вот уже три года официальный Душанбе возвращает из стран Востока молодых людей, выехавших для получения исламского образования.
Впрочем, эксперты уверены, что одних только карательных решений недостаточно. Пока существует безработица и есть экономические проблемы – сохранится социальная почва для деятельности организаций, которые вербуют для себя боевиков.
Правила комментирования
comments powered by Disqus