Для экономики любой развивающейся страны важны инвестиционные потоки. Нельзя сказать, что в Кыргызстане сегодня должным образом справляются с привлечением инвестиций. Тем не менее, важность инвестиционной составляющей для экономики страны в правительстве осознают и предпринимают посильные меры для улучшения инвестиционного климата. Недавно премьер-министр Кыргызстана Жоомарт Оторбаев встречался с главами субъектов России: Республики Башкортостан и Республики Татарстан. В рамках своих визитов главы субъектов РФ и представители Кыргызстана обозначили намерения усиления экономического взаимодействия, а киргизская сторона в очередной раз пригласила к сотрудничеству инвесторов из России. Тем не менее, для эффективного инвестиционного сотрудничества нужно время.
К слову, необходимость привлечения дополнительных средств в Бишкеке осознают все. Однако экономика Кыргызстана сегодня не доросла до того уровня, при котором иностранные инвесторы будут конкурировать между собой за площадку. В вопросе привлечения инвестиций Бишкеку, уже традиционно приходится надеяться на резидентов Евразийского экономического союза и на китайский бизнес. По большому счету, большинству крупных инвесторов Запада экономика Кыргызстана не интересна. Западные игроки привычны выходить на крупные рынки с плотной заселенностью. Население Кыргызстана насчитывает 5,7 млн человек, и инвестиции в экономику страны требуют совершенно иного подхода.
Китайские инвесторы привыкли рассматривать страны Центральной Азии в качестве одного из приоритетных направлений внешнеэкономической экспансии. Кыргызстан, наряду с Таджикистаном, традиционно служил выходом в Центрально-Азиатский регион. Однако в последнее время китайские резиденты склонны привлекать в эти страны и инвестиции в сфере промышленности. Несмотря на то, что официальные лица Кыргызстана не имеют права отказываться от дополнительного стимулирования экономики страны, существует ряд рисков, которые видны невооруженным глазом.
Продвигая собственные инициативы в Кыргызстане, Китай преследует главную стратегическую цель – обеспечить себе легкий доступ на рынки Запада. В экономическом отношении Кыргызстану это выгодно в краткосрочной перспективе, однако через пару десятилетий такие инвестиции могут выйти боком. Сама большая опасность заключается в том, что китайские проекты реализуются непосредственно китайскими рабочими. После этого многие граждане Поднебесной оседают в странах Центральной Азии. В этом бы не было ничего плохого, однако коренное население Кыргызстана не первый год испытывает высокий уровень безработицы. В этой связи экономическая экспансия Китая, распространяющаяся на соседей, может сказаться и отрицательно.
В свою очередь евразийские инвестиционные проекты также имеют ряд преимуществ и недостатков. К положительным факторам можно отнести сам характер инвестиций: Кыргызстан старается привлечь финансы в агропромышленный комплекс, являющийся приоритетным в экономике страны. Кроме того, среди российских и казахстанских инвесторов не мало представителей энергетической и электроэнергетической отраслей. Тот же «Газпром» уже демонстрирует положительные результаты своей деятельности. Стоит отметить, что немаловажными остаются задачи привлечения инвестиций в промышленность Кыргызстана. В самом лучшем случае финансирование должно быть направлено в обрабатывающий сектор. Тем не менее, сегодня правительство России стремится преодолеть кризисные явления в экономике, а Казахстан задействует внутренние резервы для проведения индустриализации в стране. После реализации этих задач, а также при окончательном становлении Евразийского экономического союза, Бишкек сможет рассчитывать на большие инвестиционные потоки. При этом, отказываться от китайских инвестиций было бы глупо, так как КНР – этоодин из сильнейших мировых акторов. Однако и относиться к ним нужно с долей осторожности, продвигая собственные интересы.
Правила комментирования
comments powered by Disqus