Кандидат на пост президента Кыргызстана Рита Карасартова считает интересной идею перехода страны от кириллического алфавита к латинскому. Однако при этом правозащитница также высказала мнение, что такие действия могут иметь и целый ряд негативных последствий.
«Вообще, когда мы начинаем писать на латинице, такие мировые языки, как английский или французский стало бы легче изучать. Но существуют проблемы, в связи с которыми Кыргызстан не может этого сделать», - рассказала она.
Первой проблемой Рита Карасартова назвала вопрос геополитики.
«Ни для кого не секрет, что сегодня идет большое противостояние на мировом уровне за сферы влияния, и такой маленькой стране как наша дают условия, что надо определиться, с кем мы. Если мы заявим, что будем переходить на латиницу, это однозначно будет трактоваться людьми, что мы поворачиваемся спиной к Евразии и России. Мы выбираем другой курс. И, естественно, Россия начнет ставить свои условия. То, что США в отношении РФ делает открыто, то есть санкции, Россия может сделать то же самое по отношению к Кыргызстану. Но она это сделает тихо – так, что мы этого и не заметим. Проблемы будут возникать отовсюду. Есть много экономических рычагов, к примеру, тот же проданный «Газпрому» «Кыргызгаз». Они позволят Кыргызстану переосмыслить свое отношение к латинице и оставить то, что есть», - полагает она.
Второй фактор, по словам собеседницы редакции - это отсутствие финансов.
«Я даже не представляю масштабы работы, которые предстоит выполнить. Нам придется переосмыслить всю письменность. И это будут большие затраты. Для нашей экономики это не первоочередная задача, учитывая сегодняшнюю ситуацию. Данный проект нужно реализовать по мере того, как мы себе сможем ее позволить. В целом же отказ от кириллицы, как я уже отмечала, повлияет на экономику страны в плане появления санкций. Казахстан об этом уже заявил и если они начнут переходить, то мы могли бы изучить их опыт», - добавила она.
Помимо этого, Рита Карасартова сообщила, что в списке мер по улучшению системы образования отказ от кириллицы занимает 10-е место.
«Если бы позволял бюджет, то переход был бы возможным. Я сама являюсь мамой, и каждый учебный год мне приходится покупать для ребенка 10 из 14 учебников. При этом все они являются российскими. Мои дети сейчас взрослей, а вот какова ситуация с первоклашками, которые на уроке Родиноведения изучают символику другого государства. У нас сегодня мало авторов, которые пишут учебники, а если и пишут, то маловостребованы. На государственном уровне этой проблеме не уделяется внимание. Как можно называться государством, если в твоей образовательной системе преобладают учебники другой страны. Я думаю, что многие моменты не зависят от того, какой алфавит мы будем принимать», - подытожила правозащитница.
Правила комментирования
comments powered by Disqus