В октябре 2021 года Комитет индустрии туризма Министерства культуры и спорта Казахстана утвердил правила формирования и функционирования приоритетных туристских территорий и управления ими. Данные правила определяют, как и кто включает туристские территории в карту туристификации страны. Поможет ли это и многие другие решения чиновников, перестановки в профильном ведомстве и новые «точки притяжения» туристов в стране нарастить внутренний туризм в Казахстане, который не удалось «поднять» даже на фоне пандемии с закрытием границ? Динамика цифр, решения властей и мнения экспертов – в материале на Ia-centr.ru
Источник: Внутренний туризм в Казахстане – «Узбекистан и Россия ушли далеко вперед»?
За последние годы в Казахстане повысился спрос на внутренний туризм, и казахстанские власти решили активно этим пользоваться. Во всех областях страны открываются новые туристические маршруты и объекты. К примеру, в Актау появились огромные гирлянды под названием «Звездное небо» стоимостью 43 миллиона тенге, в Нур-Султане – новый конно-спортивный комплекс, в Или-Алатауском национальном парке в Алматинской области приняли новую концепцию развития, согласно которой в ближайшие 4 года будет создано 7 туристических визит-центров в пяти самых популярных ущельях парка, обустроено более 155 километров существующих пешеходных троп, а также проложено 17 новых, в том числе кольцевых пешеходных и велосипедных маршрутов, создано 10 глэмпингов, 2 кэмпинга, 1 этноаул и 1 караванинг.
Помимо этого, предлагается создать «трэвел-баблы» («пузыри безопасности») с соседними странами для перехода через сухопутную границу.
Кроме того, в стране продолжают дорабатывать Концепцию развития туристской отрасли до 2025 года. Буквально недавно в Национальной палате предпринимателей «Атамекен» прошло очередное обсуждение предложений от бизнес-сообщества – развитие мягкой туристической инфраструктуры, профориентация школьников через проект «Живые уроки», развитие ремесленничества, дизайн-коды.
«Перед нами встал вопрос брендинга и дизайн-кодов, о которых необходимо говорить. Наши соседи – Узбекистан и Россия – ушли далеко вперед в развитии инфраструктуры, новых туристских программ, новых мер, таких как кешбэк. Уже сейчас они предъявляют требования к бизнесу, чтобы территории курортов и мест притяжения оформлялись в едином стиле и стандартах. Мы в этих вопросах отстаем», – заявила на обсуждении предложений председатель Комитета туристской отрасли Нацпалаты «Атамекен» Юлия Якупбаева.
Одним словом, создается полное впечатление, что казахстанские власти всерьез взялись за выполнение задачи – в течение пяти лет увеличить вклад туристической отрасли в ВВП страны до 15 процентов. Но реально ли это?
Печаль в цифрах
По итогам девяти месяцев 2021 года показатели выездного туризма практически сравнялись с допандемийным уровнем. По данным корпоративного фонда «Туристік Камкор», за указанный период 323 470 казахстанцев выезжали. Для сравнения в 2019 году этот показатель составлял 387 175 человек. В фонде также отмечают, что показатели нынешнего года в шесть раз превысили цифры прошлого года (всего 54 881 туристов выезжали из страны в 2020 году).
А вот данные по въездному и внутреннему туризму, увы, не столь радужные. Конечно, статистики за 9 месяцев нет. Последние – за январь-июнь 2021 года. Согласно этой экспресс-информации, в связи со всемирной пандемией COVID-19, количество посетителей по въездному туризму в Казахстан уменьшилось на 90,9%. Наибольшее количество посетителей было из России – 41,5%, Узбекистана – 18,6%, Кыргызстана – 17,1%, Турции – 8,7%, Грузии – 2,9%.
Что касается внутреннего туризма, то, по данным Бюро национальной статистики за январь-июнь 2021 года, общий объем обслуженных внутренних туристов составил всего 2 113 900 человек. Это, конечно, больше, чем в 2020 году (1 234 000 человек), но меньше, чем в 2019 г. (2 601 600 человек) и в 2018 году (2 419 800 человек).
Эти цифры наглядно показывают, что в туристической отрасли Казахстана не смогли сполна воспользоваться сложившейся ситуацией и в период закрытых границ и ограниченных возможностей для путешествий развить внутренний туризм. Это при том, что средняя стоимость койко-места в местах размещения за год выросла с 8099 до 8494 тенге (с 19$ до 20$). Самая высокая стоимость зафиксирована в Мангистауской области (12 тыс. тг – 28$), а также в Алматы (11,8 тыс. тг. – 27$ ) и Нур-Султане (11,5 тыс. тг.).
Деньги есть, туризма нет
Нельзя сказать, что казахстанские власти ничего не предпринимают для изменения ситуации. Предпринимают...
К примеру, сейчас в фокусе внимания находится Туркестан, не так давно получивший статус духовной столицы тюркского мира.
С 2018 года – с того момента, как Туркестан стал областным центром, в город инвестировали почти 1,5 млрд долларов. На эти деньги были построены туристический комплекс «Караван-сарай» (территория комплекса – 188 га), в том числе ледовый дворец, центр конных видов спорта и даже гребной канал, по которому плавают гондолы с гондольерами.
А в ближайшие 5 лет в Туркестанскую область планируется вложить 3,6 трлн тенге, количество туристов должно увеличится до 2,5 млн человек к 2025 году.
Немало средств вкладывалось и в другие туристические достопримечательности. К примеру, как рассказывал в апреле нынешнего года председатель Комитета индустрии туризма Дастан Рыспеков, государство за последние 2 года провело большую работу по развитию инженерно-коммуникационной инфраструктуры в основных курортных зонах страны. Реализовано 52 инфраструктурных проектов на сумму 61 млрд тенге ($143,2 млн.).
«Наличие инфраструктуры позволяет нам привлекать инвесторов для строительства качественных туристских объектов. Как результат, в прошлом году за счет частных инвестиций введено 92 проекта. Среди наиболее крупных проектов можно отметить отель «Sheraton» в Нур-Султане, комплекс «Rixos Water World Aktau» Актау, отели Rixos Turkistan и Hampton by Hilton в Туркестане», – сообщил тогда Рыспеков.
В январе премьер-министр Аскар Мамин сообщал, что на развитие туристической отрасли Мангистауской области Казахстана планируется привлечь более 400 млрд тенге инвестиций.
Одним словом, денег на развитие туризма власти не жалеют. Но одних денег, видимо, недостаточно. Нужно еще активное участие со стороны местного бизнеса и туристических компаний.
Спрос рождает предложение
По словам директора Казахстанской туристской ассоциации (КТА) Рашиды Шайкеновой, туристические компании – те, кто выстоял в непростое пандемийное время, активно разворачиваются сейчас на сектор внутреннего туризма.
– В падении показателей туристической сферы виновата не только пандемия, – отметила в интервью Ia-centr.ru Рашида Шайкенова. – К примеру, на выездной туризм сильно повлияла также девальвация, произошедшая в начале 2020 года. Для нас доллар стал очень дорогим.
По словам эксперта, последствия 2020 и 2021 гг.. будут еще долго сказываться на туристическом бизнесе.
Шайкенова отмечает, что по данным КТА порядка 24% туристических компаний за это время либо приостановили свою деятельность, либо вовсе закрылись.
– Сегодня внутренний туризм – это в большей степени путешествие на природу. И абсолютно очевидно, что на первое место вышел вопрос безопасности туриста – безопасности именно санитарной.
При этом эксперт отмечает, что развитие внутреннего туризма выявило достаточно большое количество проблем. В первую очередь, отношение самих туристов к экологии и природе.
– Мы увидели обратную сторону туризма, – вздыхает она. – Огромное количество людей нанесли значительный урон нашей природе. Радует, что в последнее время началось в стране движение за чистый туризм. Появились волонтеры, которые приезжают в национальные парки и убирают мусор за туристами. Это сейчас начало приносить свои плоды. А так – только в одном Иле-Алатауском природном парке только с одного района было вывезено в сентябре порядка 37 тысяч тонн мусора. Это обратная сторона внутреннего туризма. Мы вынуждены констатировать, что у нашего общества очень низкая культура. Замусорили все наши национальные парки, всю нашу природу. Да, большие вопросы с инфраструктурой тоже имеются. И сегодня на первый план выходит понятия устойчивого развития и устойчивого управления туризма.
Второй выявленной проблемой, по словам Шайкеновой, стало и то, что казахстанцы, выбирающие внутренний туризм, не хотят и не пользуются услугами туроператоров.
– Поэтому говорить о том, что туристский рынок заработал на развитие внутреннего туризма – это иллюзии диванных экспертов, –уверена директор КТА.
В то же время она отмечает, что спрос рождает предложение.
– Долгое время наше правительство уповало на инвестиции в туризм, – говорит Шайкенова. – Инвестиции пришли, но в основном в крупные проекты. Да, крупные проекты нужны. Но нужны инвестиции и в мелкие проекты. Мы видим, что спрос на внутренний туризм стал двигать наших предпринимателей на создание инфраструктуры. К примеру, в 2016-2017 г.г. в инфраструктуре экологического туризма насчитывалось порядка 60-70 гостевых домов на территории всего Казахстана, сегодня их количество составляет уже порядка 170-180 единиц. То есть местное население, проживающее рядом с национальными парками, рядом с какими-то уникальными туробъектами стало понимать, что на этом можно заработать.
Началось движение на создание придорожной инфраструктуры. Не зря же говорят, что внутренний туризм является локомотивом для въездного туризма.
Правила комментирования
comments powered by Disqus