В областном центре ГБАО городе Хорог вновь звучат выстрелы. Власти винят лидеров молодежных групп, люди, вышедшие на митинг, говорят о произволе со стороны силовых структур.
Эксперты отмечают, что силовое решение проблем внутри страны не служат интересам безопасности республики.
Версии сторон
ТРАГИЧЕСКИЙ случай произошел утром 21 мая. Как сообщает МВД, в этот день начальник ОМВД Хорога Б. Бахтидавлатов предпринял попытку задержать жителя области М.Шанбиева, тот подозревался в причастности к незаконному обороту наркотиков. «Однако последний на территории Хорога на своем джипе совершил наезд на автомашину сотрудников милиции. Находившиеся в салоне М. Шанбиева 38-летний Собир Худоихонов и 40-летний Фрайдун Абдурасулов из огнестрельного оружия открыли огонь в сторону сотрудников милиции, в результате чего ранения различной степени получили сотрудники милиции Давид Ниёзбеков, Хушвах Кушанбеков, Маруф Зеваршоев и Алишо Хамроев. Ответным огнем сотрудников МВД на месте инцидента был убит С. Худоихонов, двое нападавших получили ранения и госпитализированы», - отмечается в сообщении.
Сообщается также, что после случившегося группа молодежи, жители Хорога подожгли служебную машину милиции, здания ОМВД, прокуратуры и суда ГБАО и в течение 3-4 часов не позволяли пожарным расчетам потушить огонь.
Свою версию событий 21 мая, которые в итоге привели к гибели троих человек, "Озодагон" изложили местные жители.
По их словам, когда машина с Душанбиевым, Ферайдуном Абдурасуловым и Худоихоновым Собиром подъехала к зданию горотдела, оттуда выехал КамАЗ и перекрыл дорогу. Сзади, со стороны КПП вышли автоматчики и блокировали им путь назад. Машину со всех сторон стали обстреливать в упор на поражение. Потом раненных Мунавара и Ферайдуна, а также убитого Собира милиционеры перенесли в здание горотдела. Один из милиционеров, якобы, был ранен и умер в результате стрельбы со стороны ОМОНовцев.
В считанные минуты собрались жители микрорайона, прохожие и стали требовать, чтобы отпустили потерпевших. Затем подъехала скорая, и забрала раненых. Обстановка стала накаляться, собравшаяся молодёжь подожгла здание горотдела милиции. Оттуда прозвучали выстрелы, в результате которых был тяжело ранен и позже скончался случайный прохожий, 18-летний Иброхим Паллаев. Также очевидцы обращают внимание на одну неточность сообщения МВД: обстрелянная машина имеет марку "Мерседес S-Класс", а не "Джип".
Кто виновен?
22 МАЯ утром президент указал тщательно расследовать случившееся и привлечь виновников к ответственности. Также, он провел телефонный разговор с председателем ГБАО Шодихоном Джамшедовым, которому поручил принять меры по нормализации ситуации в регионе.
По поручению президента его помощник по национальной безопасности Шерали Хайруллоев во главе рабочей группы отбыл в Хорог. Туда же направился глава МВД Рамазон Рахимзода. Они встретились с жителями Хорога, собравшимися у здания областной госадминистрации, и пытались успокоить людей, заверяя, что данный инцидент будет расследован тщательно и объективно.
Хорогчане выставили требования создать совместную комиссию по расследованию инцидента 21 мая в составе представителей администрации президента, власти ГБАО, силовых структур и гражданского общества. Кроме того митингующие требуют отставки всех виновников перестрелки 21 мая, в том числе руководства силовиков и правоохранителей в Бадахшане и республике.
Не дождавшись положительного ответа от властей, люди решили продолжить митинг. Как сообщил председатель СДПТ в ГБАО Алим Шерзамонов, после убийства его племянника Иброхима Паллаева, он возглавил протестное движение.
На вечер субботы было известно, что как таковой митинг закончился - перед зданием администрации области 24 мая вновь собрались жители города, но их было немного и они просто стояли.
А в ночь с 23 на 24 мая, сообщает УГКНБ по ГБАОЮ, вооружённые лица предприняли попытку вторжения на территорию Управления. Они отрыли огонь из автомата «Калашникова» по зданию. В ответ сотрудники Управления также применили огнестрельное оружие. В результате, один из нападавших погиб, есть раненые.
И.Нитраи: Нет связи между нашим визитом в Хорог и событиями
СРАЗУ после событий 21 мая, начались обсуждения, кто виновен в случившемся и что стало причиной конфликта.
Правительственные СМИ всю вину на происшествие в Хороге возложили на «лидеров преступных группировок». Вместе с тем прозвучали и высказывания о том, что к событиям в столице ГБАО могли иметь отношение и внешние силы. На уровне сотрудников власти Таджикистана, а чаще в комментариях некоторых проправительственных групп в социальных сетях в последние дни часто произносится имя начальника отдела политики и информации представительства Евросоюза в Душанбе Ишвана Нитраи в связи с его последней встречей в Хороге с одним из бывших полевых командиров Бадахшана Махмадбокиром Махмадбокировым. Встреча происходила в период визита европейских дипломатов в Хорог, 10-14 мая в рамках реализации программ ЕС в Бадахшане.
Отвечая на вопрос корреспондента «Озоди» по этому поводу, сам Нитраи сказал следующее: «На прошлой неделе двое моих коллег из Брюсселя были здесь, мы посетили регион. Я не вижу связи в стрельбе по машине и дипломатической миссии в регион. В регионе мы провели несколько встреч с главой области, с мэром, с главой ведомства по борьбе с контрабандой наркотиков. Кроме того, в рамках множества других встреч, мы провели встречу и с представителями различных махаллей, в том числе и с Махмадбокировым. Насколько мне известно о Махмадбокирове, раньше он возглавлял пограничную службу в Мургабе. Да, он участвовал в гражданской войне, затем было перемирие, и все это уже прошлое. Это совсем другая история. Я не вижу ничего дурного в том, что в рамках программ ЕС европейские представители посещают границы стран, в которых они аккредитованы. Это обычная процедура».
Без учета прошлых ошибок
ПО словам Алима Шерзамонова, события 21 мая в Хороге больше напоминают спланированную акцию правоохранительных структур.
«Мы выразили это в своем заявлении, и считаем, что целью этой акции является давление на жителей Бадахшана и желание подавить постоянную непокорность части общества региона центральной властью. Создать атмосферу страха и слепой покорности властным силам, а не здравому смыслу, справедливости и правды для мирного сосуществования власти и гражданского общества», – говорит новоизбранный лидер митингующих.
Глава коммунистов Таджикистана и депутат Шоди Шабдолов считает, что правительство проанализировать, почему в Бадахшане сложилась такая обстановка. По его мнению, из-за того, что правительство не хочет понять эти причины, допускает ошибки за ошибками, народ попадает под воздействие сил, защищающих интересы других стран.
«Правительство должно учитывать сложное геополитическое расположение Бадахшана, и действовать правильно, как с точки зрения финансирования, кадровой политики, так и с военной точки зрения, так как здесь пересекаются интересы нескольких иностранных государств. Нужно сделать так, чтобы судьба Крыма не повторилась в Бадахшане», - сказал он «Озоди».
Люди не доверяют властям
ПРОИЗОШЕДШИЙ инцидент позволяет сделать вывод, что помимо непосредственной причины беспорядков в Хороге, существует также ряд проблем более долговременного, системного характера.
«Прежде всего, прошедший инцидент свидетельствует об отсутствии доверия населения и властных структур друг к другу. Судя по всему, население в целом не очень верит заверениям официальных структур в том, что силовики не собираются брать реванша за события июля 2012 года. Мне говорили, что по области до сих пор ходят слухи о якобы имеющихся списков предполагаемых участников событий 2012 года. В результате, в области до сих пор, спустя почти два года после тех событий, все еще сохраняется нервозная обстановка, а значительная часть населения, особенно молодежь, в каждом действии силовиков, в каждом аресте или задержании подозреваемых, видит политическую подоплеку», - считает политолог Парвиз Муллоджанов.
По его мнению за прошедшие два года власти не сумели успокоить общественное мнение города и области, не сумели восстановить доверие к себе и правоохранительным органам.
«Более того, за этот период в области произошел ряд небольших инцидентов, которые, тем не менее, получили большой резонанс и вряд ли способствовали росту доверия к власти. Самый одиозный случай произошел в марте этого года в Рушанском районе, когда полицейский начальник велел задержать машину из свадебного кортежа, которая якобы создала помехи его проезду. Все кончилось избиением задержанных, и стрельбой по их родственникам. Так могли поступить Ризвон или Файзали Саидов в период беспредела 90-ых, но когда в мирное время и в мирном регионе страны подобные действия совершают милиционеры, которые потом не несут за них никакой, даже административной ответственности, то стоит ли потом удивляться реакции общества на инцидент 21 мая? - говорит эксперт.
Еще одной причиной социального напряжения в области, по мнению политолога, было недовольство уровнем коррупции в официальных и правоохранительных органах.
«На сегодняшний момент в этой связи сделано очень мало, если вообще ничего. Получается, что за два прошедших года ключевые причины роста социального недовольства все еще не устранены и продолжают осложнять отношения между властями и обществом.
«Нужно отказаться от силового давления»
ЧТО делать правительству и гражданскому обществу в этих обстоятельствах?
«На мой взгляд, самое главное на сегодняшний день, это восстановить атмосферу взаимного доверия в области. И самый первый и ключевой шаг в этом направлении – проведение справедливого и непредвзятого расследования инцидента 21 мая. Здесь не должно допускаться двойных стандартов или «защиты мундира», как не должно возникать сомнений в непредвзятости выводов следствия», - считает Муллоджанов.
Главное, как утверждает политолог, властям надо раз и навсегда отказаться от практики силового давления при решении проблем с социальными протестами как в ГБАО, так и других регионах страны. Такая практика сегодня, в условиях продолжающихся социально-экономических трудностей, угрозы сокращения денежных переводов мигрантов и трудовой миграции в целом, только подрывает имидж Таджикистана как стабильной страны и создает условия для вмешательства извне. Вместе с тем Муллоджанов считает, что конкретно в последнем инциденте от 21 мая вряд ли стоит видеть «русский», «украинский» или «западный» след. «Данный инцидент произошел потому, что проблемы во взаимоотношениях между обществом и властями не решались, а накопившемуся социальному напряжению не уделили вовремя должного внимания, - говорит он. - Однако подобные инциденты создают благоприятные условия для давления и вмешательства извне и ослабляют позиции таджикского правительства на международном уровне».
Правила комментирования
comments powered by Disqus