Туркменский чиновник, не вдаваясь в подробности, сообщил, что государственный концерн «Туркменгаз» расплатился со всеми внешними долгами, связанными со строительством газопровода Туркменистан-Китай, а также с освоением газового месторождения «Галкыныш».
Вице-премьер Шахим Абдрахманов, отчитываясь на правительственном совещании 11 июня, заявил о «полном погашении» внешних долгов.
Вице-премьер, отвечающий за нефтегазовый сектор, не привёл других подробностей, лишь сославшись на данные «Синьдзянского филиала Государственного банка развития Китая».
Он также представил на рассмотрение главы государства проект Постановления о закупке сырой нефти Туркменбашинским комплексом нефтеперерабатывающих заводов.
Согласно документу, в течение 2021 года предусматривается приобрести до 500 тысяч тонн нефти у иностранных компаний, работающих в стране на основе Соглашений о разделе продукции, сообщает государственное информационное агентство Туркменистана (ТДХ). Постановление сразу же было подписано президентом Бердымухамедовым.
Президент, ранее в своих выступлениях выражавший недовольство тем, что производственные объекты, построенные за счёт внешних долгов, работают не на полную мощность, а в марте потребовал от своего правительства своевременно возвращать внешние долги, попытался заверить «погашение долгов», как результат «своевременных мер, несмотря на сложное положение в мировой экономике».
Но, так как Туркменистан обычно скрывает конкретные экономические данные, эти заявления вызывают массу вопросов.
Летом прошлого года, агентство «Интерфакс» сообщало, что в апреле 2020 года, по сравнению с январём того же года объём газовых поставок из Туркменистана в Китай снизился на 18 процентов. также сообщалось, что в апреле за каждые 1000 кубометров туркменского газа Китай платил 227 долларов.
В марте 2020 года китайская компания PetroChina, являющийся основным покупателем туркменского газа, на фоне пандемии коронавируса объявил форс мажор и сократил объемы закупаемого в Туркменистане природного и сжиженного газа
«Интерфакс» со ссылкой на данные таможенных служб Китая сообщал, что в апреле 2020 года Туркменистан поставлял в Китай 69 миллионов кубометров газа ежедневно. А в 2019 году общий объём газовых поставок из Туркменистана в Китай составил 31,2 миллиарда кубометров.
В мае прошлого года издание «S&P Global Platts», ссылаясь на китайскую таможню, сообщало, что в 2019 году Китай закупил в Туркменистане 33,3 миллиарда кубометров газа.
Китай является крупнейшим покупателем энергоресурсов Туркменистана и уже более 10 лет приобретает туркменский газ. Но эксперты отмечают, что Пекин удерживает определённую часть денег за туркменский газ в счёт погашения кредитов, предоставленных Туркменистану. Но конкретные цифры никогда не публиковались.
В феврале этого года президент Бердымухамедов «за недостатки в работе» объявил строгие выговоры нескольким руководителя топливно-энергетического комплекса, в том числе главе «Туркменгаза» Батыру Аманову. А в марте выразил недовольство недостатками, связанными с внешними долгами, которые были выявлены в ходе проверок Генпрокуратурой.
Но, как обычно, глава государства не уточнил в чём заключались эти недостатки, и каким образом в такой короткий срок удалось их устранить.
Согласно официальным данным, в 2009–2011 годах для развития нефтегазового сектора Туркменистан взял у Китая долгов на более 8 миллиардов долларов, которые предусматривалось погасить за счёт экспортируемого газа.
На заседании в марте этого года было открыто заявлено, что общая сумма этих долгов превышает 8 миллиардов 800 миллионов долларов США, но правительство не уточнило сколько газа было экспортировано в Китай за прошедший период и сколько прибыли было получено.
Наблюдатели отмечают, что требования президента к государственным концернам «Туркменгаз», «Туркменнефть» и «Туркменгеология» о выводе на полную мощность промышленных предприятий для погашения внешних долгов, за счёт которых они были построены, задача не из лёгких.
В то же время в официальных сообщениях не уточняется какие недостатки были выявлены при прокурорских проверках, связанных с эффективным использованием внешних долгов и их своевременными погашением.
Новость о погашении долга «Туркменгаза» также совпало с сообщениями в арабских СМИ о переговорах туркменской делегации во главе с вице-премьером Сердаром Бердымухамедовым в Объединённых Арабских Эмиратах, в ходе которых были подписаны соглашения по инвестициям в 100 миллионов долларов.
Туркменское правительство сообщило, что за последние годы за счёт иностранных долгов в строительно-промышленный комплекс было инвестировано 2 миллиарда 682 миллиона долларов, в дорожно-транспортный комплекс 1 миллиард 5 миллионов долларов, в сельскохозяйственный комплекс 822 миллиона 200 тысяч долларов. Тем временем известно, что такие проекты, как построенный в Гарлыке горно-обогатительный комбинат, новый порт в Туркменбаши, международный аэропорт в Ашхабаде и многие другие не используются в полном объёме.
Это сообщение последовало после того, как Всемирный банк исключил Туркменистан из своего годового отчёта, ссылаясь на недостоверность данных, предоставляемых этой страной.
Правила комментирования
comments powered by Disqus